Боккаччо (объединяя Данте и Петрарку) обращается к художественному поиску «смысла жизни» посредством новой реалистической прозы, опираясь и на этику (науку о человеке). В своих новеллах он развертывает «комедию Человека» в его сложных поступках со всеми достоинствами (героическое) и пороками (раб страстей) и в сложном обществе, движущемся к капиталистической форме хозяйствования. Приоритетными врожденными инстинктами он рассматривает половой и собственнический как типичные и могучие пружины человеческого поведения. Данте, Петрарка, Боккаччо — были первыми, кто прочувствовал и выразил пафос обновления, и назревающие в средневековье перемены. Кроме того, их творчество свидетельствовало о зарождении нового феномена в западноевропейской культуре — формировании национальной культуры и национального языка. В частности, «Декамерон» Боккаччо настолько нравился публике, что на рубеже XIV—XV веков был впервые переведен на ряд европейских языков. В целом, это была прелюдия эпохи Гуманизма и Возрождения, начавшихся в XV веке. На рубеже XIV—XV веков качественно изменяется духов но-интеллектуальная атмосфера средневековья. Возрастающая городская культура трансформирует атмосферу мировой деревни, усиливая комфортабельность образа жизни, увеличивая досуг и способствуя развитию образованности (всеобщие школы). Меняется отношение к научному знанию и, прежде всего, меняется его практическое назначение (опытная наука). Ремесленно-торговые потребности обусловливают востребованность научно-технических открытий: пороха, магнитной иглы (компас), механики (машин), оптики, новой оснастки кораблей, географических открытий и т. п. Связь между устремлениями активных (пассионарных) людей эпохи, прогрессом то- 65
варного производства и благосостоянием обычных людей становится очевидной. Течение истории ускоряется, открываются возможности быстрого, широкого и решительного обновления жизнедеятельности феодального общества. В свете этого негативные оценки средневековья, трактовки его как пустыни(гуманисты), мрачного пробела в истории человечества (Вольтер) и т. п. несостоятельны. Вместе с тем, культурное пространство Западной Европы далеко перешагнуло Средиземноморский бассейн, что привело к развитию национальной государственности и языка. На смену сюзеренству (феодально-договорному характеру королевской власти) приходит принцип публичного суверенитета королевской власти, который также нуждается в освящении. Активизируется борьба за укрепление национальных государств во Франции, Нидерландах, Англии, городах Северной Италии и др. Она сопровождается борьбой за ослабление папской власти, создание национальных церквей как части государственной организации. Соответственно и борьбой против всех форм католицизированной схоластики, поддерживающей идею феодальной всемирной монархии — Священной Римской империи. Особую роль сыграло изобретение книгопечатания в середине XV века И. Гутенбергом из Майнца, которое оказало решающее влияние на развитие европейской культуры. Благодаря ему визуально-графическая организация информации становится массовым явлением' печатное слово на национальном языке выступает достоянием (при 70—80 процентах грамотного населения) всего народа Общение с книгой индивидуализируется, а голоса новых людей, создающих передовую свободолюбивую культуру, стали достоянием широких читательских кругов. Это, с одной стороны, способствует обмирщению общественного сознания, развитию самопознания, а с другой — формированию чувства обновления, новых устремлений людей и общества в целом. В XV в. изменяется государственное устройство и отношения с церковью, образ жизни и картина мира (мировоззрение), производственная деятельность (зачатки капиталистической организации производства) и coциальные отношения. Углубляются и расширяются сословия: а) прогрессивное дворянство, идущее за королевской властью; б) появляется «Tpeтье сословие» — зажиточные («жирные») ремесленники, бюргеры и в плебейско-крестьянские («тощие») слои как реально движущие силы общественного развития. В социальной мысли усложняется-понимание проблемы равенства, которая в эпоху крестьянского восстания в Англии и конце XIV в. получила лапидарное выражение: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Боккаччо» з дисципліни «Історія і теорія соціології»