Христианская теология и теоцентризм доникейского периода (I — начало IV в. н. э.) образуют первую часть патристики (pater — отец), которую отцы апостольской церкви формируют на основании догматов и авторитета «Священного писания». Ее суть выражена в тезисе, приписываемом Тертуллиану (ок. 160 — после 220): «Верую, потому что абсурдно». В нем заключена мысль, что религия и вера не подлежат суду философии и разума.
В условиях рабовладельческой цивилизации и поддерживающей ее фило-софско-интеллектуальной деятельности, христианство выдвигает новую систему ценностей, проповедуя равенство всех греховных существ перед всемилостивым богом: смирение и аскетизм, доброта и благость, любовь к ближнему, связывающие человека с богом. Проповедь данных ценностей означала моральные критерии оценки социальной действительности и притязаний на достойную и счастливую жизнь. Идея равенства людей и всемирного гражданства приобретала нормативный смысл, была понятна и доступна для широких масс. Данные ценности и идеи противопоставлялись сложным, темным и запутанным формулам «книжников и фарисеев» («мудрые лукавы» а «умствования мудрецов суетны»). В этом аспекте античная философия представлялась как причина духовных заблуждений и морального разложения римского общества. Факт разномыслия философов признается как свидетельство несостоятельности самой философии. Отношение к ней сформулировал апостол Павел: «Смотрите братия, чтобы кто не увлек вас философией». Ибо после Христа не нужна никакая любознательность, а после Евангелия — никакие исследования. Основы теологии и тсоцентризма: 1. Идея Бога как исходного начала и прямого творения им мира из ничего. 2. Учение о существовании высшего мира, имеющего абсолютный при оритет перед низшим. 3. Идея единства человечества, идущего от единственной пары прароди телей. 4. Идея естественного равенства всех греховных существ «перед лицом бога» и «на том свете». 5. Идея морального самосовершенствования и искупления всех грехов перед богом. 6. Идея утешения в загробном воздаянии за земную жизнь. 7. Идея Мессии — спасителя, своей жертвой избавляющего человечество от первородного греха. 8. Эсхатологическое учение о страшном суде, торжестве справедливости и спасении души. Монотеистическое христианство, наполненное антропологическим содержанием, выражало интернациональный, космополитический и моральный характер, то есть было религией и верой абстрактного человека. В силу этого оно оказалось способным сплачивать разные социальные слои и народы в условиях нарастающего кризиса Римской империи. Христианская религия и вера выступают против официально санкционированных форм жизнедеятельности. При этом церковь ставится выше государства: признавая императора как главу государства, христиане отказывались поклоняться ему как божеству (принцип «богу богово, а кесарю кесарево»). В силу этого христианство рассматривается как оппозицонная, враждебная государству и обществу сила и подвергается жесточайшим гонениям. Однако идея равенства всех людей перед богом, идеал сына божьего Иисуса Христа, способного осуществить чудо славного царства (вечного 49
блаженства), способствуют распространению христианства по всей территории Римской империи и в 311—313 гг. его легализации. В 325 г на вселенском Никейском соборе принимается символ всры? и христианство начинает борьбу за положение официальной государственной религии1. Побеждающее христианство начало ответный поход на эллинско-римскуго философию: мудрость Христа, выработавшего абсолютные правила морали (мораль есть любовь), полностью отменяла в глазах христиан языческую (еретическую) мудрость. Церковь инициировала беспощадную расправу с греко-римской культурой как безнравственной «блудницей». Все это подталкивало к общей гибели рабовладельческое общество, и Римскую империю как его оплот. В этих условиях философия вынуждена была приспосабливаться к господствующей христианской теологии. Речь уже идет о том, чтобы усилить религию философией, а не о дополнении или проверке религии философией. Теперь христианство стремится использовать авторитет философии как нормы духовной жизни тысячелетия, чтобы закрепиться в общественном сознании в качестве верховного авторитета.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Патристика» з дисципліни «Історія і теорія соціології»