Отношение к средневековью как темному периоду (VI—XVI века), приведшему к застою философской и научной мысли, вызывает недоумение. Подобный подход базируется на факте жесткого отношения, отбрасывания христианством античной культуры как языческой, что помогает ей умереть. Действительно, начиная с I в. п. э., в мировой Римской империи формируется иное чем философия духовное явление: возникает новая мировая монорелигия — христианство. На своем уровне оно выступило, прежде всего против любых проявлений самого позорного в истории человечества института рабства. Иудео-христианская, а затем исламская ветви монотеистической религии, формировали мировоззрение своих верующих под прямым воздействием заветов, оставленных человечеству Моисеем и Иисусом Христом и олицетворяющих разум и совесть всех людей Книги. Новаяурелигия стала той составляющей культуры, которая на основе заповедей принесла человечеству общепринятый нравственный канон. Последний и стал мерилом жизнедеятельности па всех ее уровнях до настоящего времени. Крушение Римской империи под натиском варваров, формирование военно-феодального уклада жизни (сельскохозяйственная цивилизация) сопровождается общим упадком городской культуры и интеллектуальной варваризацией. В этих условиях христианская церковь оказалась способной подчинить своему духовному влиянию варварские народы, выполнить руководящую роль в политически распыленном европейском мире и, начиная с рубежа VIII—IX веков, инициировать процесс выхода Западной Европы из глубокого кризиса, в который ее ввергло варварское завоевание. Данный подъем привел, в конечном счете, к формированию на рубеже XVI—XVTI веков новой — индустриальной — цивилизации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Средневековая теология и философия» з дисципліни «Історія і теорія соціології»