Вообще говоря, в послеоктябрьский период расстановка классовых сил в сфере общественной жизни была крайне сложной. По утверждению Г. Г. Бо-гомазова, к началу XX в. в области социально-экономической мысли укрепляются и побеждают два основные направления — буржуазно-демократическое и марксистское. Обширное буржуазно-демократическое направление представляет довольно большое разнообразие течений и школ48. Позитивистская ориентация в социологии, которая в конце XIX в. играла положительную роль в борьбе с официальной идеологией самодержавия, в первые годы Советской власти превратилась в теоретический оплот различного рода псевдомарксистских течений. В период НЭПа продолжали беспрепятственно выходить меньшевистские, эсеровские и даже кадетские газеты49, в это же время философские кафедры ряда городов занимали лидеры интеллигентской оппозиции (П. Струве, Е. Трубецкой, С. Булгаков, Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Сорокин, Н. Ка-реев), трибуной для которых были, в частности, журналы «Мысль» и «Объединение». Некоторые философы и социологи занимали по отношению к советской власти враждебную позицию. П. Сорокин, который до февральской революции 1917 г. подвергался преследованиям царизма, вскоре стал одним из лидеров эсеровской партии, активно сотрудничал в Государственной думе, одно время являлся секретарем А.Ф. Керенского. После Октябрьского переворота, который Сорокин встретил в штыки, его арестовали большевики по обвинению в покушении на Ленина, он скрывался в лесах русского Севера, но потом покаялся, написал открытое письмо о своем разрыве с эсерами. Вернувшись в Петроград в 1919 г., стал деканом социологического факультета, оставаясь в оппозиции к большевизму. В столичных вузах он постоянно читал лекции по социологии, используя их как повод свести счеты с марксизмом. В частности, П.А. Сорокин подвергал критике историчес- Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности: Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг.: Издательский Кооперативный Союз «Кооперация», 1919. С. 3; Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России// Новые идеи в социологии/Непериодическое изд-ние, выходящее под ред. М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти. СПб.: Изд-во «Образование», 1913. Сб. 1. С. 10; Социология: история, основы, институционализа- ция в России. 2002// Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/ books/novikova_soc/soc_novl4.asp Богомазов Г.Г. Экономическая наука в России в XX веке: дискуссионные суждения // http:// www.econ.pu.ru/Vestnik/97i3/bogomaz.htm Чагин Б.А. Очерк социологической мысли в СССР. Л., 1971. С. 9. 683 кий материализм с позиций эмпирической социологии. Другие критиковали материализм с позиций исторического идеализма и теории фактов. Понятно, что рассчитывать на старую интеллигенцию, носителя научного потенциала общества, в данных условиях большевикам было невозможно. Поражение буржуазии в Гражданской войне послужило прологом к открытой войне в области идеологии. Здесь уже вопрос о самом существовании Советской власти решался как необходимость создания новой, марксистской общественной науки50. Идейное противостояние русской интеллигенции большевистскому «беспределу» власти терпели недолго. В 1922 г. по инициативе Ленина и Дзержинского вместе с большой группой ученых и писателей, представлявших цвет русской общественной мысли, П. Сорокина выслали из страны. Для руководства организацией научных исследований в Советской республике при Государственной комиссии по просвещению, образованной декретом СНК в ноябре 1917 г., был создан научный отдел. Некоторые видные ученые подписали «Декларацию трудовой интеллигенции»51, где целью провозглашалось «всемерное содействие наиболее целесообразному использованию интеллектуальных сил России в целях воссоздания ее культурно-хозяйственной жизни».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кадровый вопрос» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»