ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ЧИСТЫЕ И СРЕДНИЕ ТИПЫ
«Законы» социологии — это, по Веберу, социологические обобщения, т.е. «типичные вероятности», ограниченные или сведенные к разультатам наблюдения. Утверждения наблюдения, или вероятностные предположения, подводят социолога к выводу, что при определенных условиях должна произойти ожидаемая последовательность социальных действий, которые могут интерпретироваться в терминах типичных мотивов и типичных субъективных намерений действующих лиц. Речь здесь идет о рациональных действиях типа «средства—цель». В отличие от цели, которая выбирается индивидом свободно, средства ее достижения «задаются» объективно, т.е. самой ситуацией, как «неизбежные».

Не только функциональный, но и психологический подход выполняет по отношению к социологии вспомогательную роль. Психология, по мнению Вебера, связана с социологией ничуть не теснее, чем другие науки. Он считает, что недоразумение может происходить из неправильного понимания термина «психическое», которым обозначают все, что не является «физическим». Однако, по его представлениям, любая процедура, связанная с интеллектуальным процессом — выработкой решений или рассуждениями, — не относится к психическим актам. Вебер такие процедуры называет чисто рациональными действиями. И большинство утверждений о «законах» социологии имеют ту же самую природу.
Можно считать доказанным, полагает Вебер, что социология нацелена на формулирование понятий, связанных с «чистым типом». Она обобщает инвариантные явления в эмпирических процессах. Этим социология отличается от истории, которая ориентирована на причинный анализ и объяснение индивидуальных действий, на описание структур и способов присвоения личностью культурных смыслов. В основании и социологии и истории, формулировке их понятий лежит эмпирический материал. Но по сравнению с историей социологические понятия и обобщения более абстрактны, менее конкретны. Зато они представляют собой более точные инструменты познания, так как нацелены на изучение «значения» поведения. Познавая рациональные, а частично также и иррациональные акты (аффективные и мисти-
581
ческие действия), социология формулирует их «значение» или смысл в терминах теоретических понятий.
С одной стороны, социология больше оторвана от реальности и витает в абстракции, с другой — благодаря этому она помогает глубже понять реальность. Социология показывает, с какой степенью приближения конкретные исторические явления могут быть отнесены к той или иной социологической категории. Так, например, одно и то же историческое явление в первом случае можно классифицировать как феодальное, во втором какродоплемен-ное (патримониальное), в третьем — бюрократическое, в четвертом — харизматическое. Для того чтобы установить точное значение этих терминов, социологу необходимо сформулировать чистые идеальные типы соответствующих форм действия, которые в каждом случае включают в себя наивысшую степень вероятности логической интеграции благодаря их полной адекватности на уровне значения. Конечно, в жизни трудно найти такой феномен, который бы точно подходил под идеально сконструированный чистый тип.
Подобная ситуация напоминает физическую реакцию, уравнение которой рассчитывается исходя из предположения об абсолютном вакууме. Поэтому-то социологи, не имея абсолютно точного инструмента, пользуются средними величинами или типами, которые имеют статистический характер. То есть такими понятиями, которые не требуют кропотливой методологической разработки, тщательного обсуждения. Но всякий раз, когда мы оперируем статистически типичными случаями, термины, описывающие их, должны соотноситься с методом понимания. Соотнесение статистического типа с идеальным уместно до тех пор, пока не появилось новое понятие, отражающее идеальный тип. Ведь любая теоретическая классификация условна.
В социологии средние величины, или средние типы, могут формулироваться с относительной степенью точности и только там, где они описывают незначительные расхождения между действиями, которые качественно остаются одними и теми же. И вот что примечательно: в подавляющем большинстве случаев мотивы реальных действий являются качественно гетерогенными (разнородными). Поэтому невозможно и неправильно говорить о «средних» величинах в истинном смысле слова. По этой причине типы социального действия в экономической теории идеальные являются абстрактными, т.е. нереалистичными. Ведь они говорят о том, что должно происходить в идеальных условиях, когда, например, действие полностью рационально или ориентированно исключительно на экономические цели. Разумеется, идеальный тип может использоваться и в тех ситуациях, где действие людей определяется не только экономическими целями, где значительны всевозможные отклонения, вызванные традициями, аффектами, ошибками и навязыванием внеэкономических ценностей.
Для того чтобы применение идеально-типической конструкции было корректным, надо произвести две процедуры. Во-первых, в каждом конкретном случае (или в среднем по данному классу случаев) необходимо выяснить, в какой степени действие детерминировано экономическими причинами, а в какой — влиянием других факторов, последствия которых также ощущаются. Во-вторых, надо отметить различие между реальными событиями и идеальным типом, а также проанализировать роль неэкономических мотивов.
582
Та же самая процедура применяется и в истории, которая также оперирует причинными связями. Так, объясняя кампанию Мольтке и Бенедика, необходимо мысленно представить себе, как должен был действовать каждый из них, обладай он всей полнотой сведений о противнике и своих собственных возможностях. Затем исследователь сравнивает реальное поведение с мысленной конструкцией и пытается дать причинное объяснение наблюдаемым отклонениям, которые можно приписать влиянию таких факторов, как дезинформация, стратегические просчеты, логические ошибки, личный темперамент и т.д. Здесь он действительно использовал идеально-типическую конструкцию рационального поведения, хотя она и не была разработана им во всех деталях.
Теоретические понятия социологии, по мнению М. Вебера, являются идеальными типами, но не только с объективной точки зрения, а также и в их приложении к субъективным процессам. В подавляющем большинстве случаев реальное действие протекает таким образом, что его субъективное значение вообще не осознается или осознается индивидом только наполовину, т.е. является неартикулируемым. Действующее лицо, вероятнее всего, только подразумевает точное значение своих поступков, нежели «знает», что делает, или твердо отдает себе в этом отчет. В большинстве случаев его действия регулируются импульсами или навыками. Очень редко, в стандартных ситуациях или в ситуации следования общей тенденции, субъективное значение как рациональных, так и иррациональных поступков осмысленно. Идеальный тип полностью осознаваемых действий — это скорее маргинальный случай. Любое социологическое и историческое исследование, если оно имеет дело с эмпирическими фактами, должно учитывать подобное обстоятельство.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЧИСТЫЕ И СРЕДНИЕ ТИПЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНСТИТУЦІЙНА МОДЕЛЬ ГРОШОВОГО РИНКУ
ШВИДКІСТЬ ОБІГУ ГРОШЕЙ
Врахування забезпечення при визначенні чистого кредитного ризику
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Аудит забезпечення збереження тварин


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 580 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП