ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА КАТЕГОРИИ
Слово «категория» имеет два значения — широкое (философское) и узкое (техническое). Если вас интересует все многообразие оттенков и смыслов, вкладываемыхв это слово самыми разными людьми, не только учеными, но и практиками, можно воспользоваться какой-нибудь поисковой системой в Интернете, которая выдаст более 40 тыс. сайтов. В них вы обнаружите такие выражения и сочетания, как: продажа недвижимости высшей категории, категории товаров, категории фотографий или открыток, категории болезней, весовая категория в спорте, категория сложности туристического маршрута, категории обслуживания, категории государственных должностей, категории граждан, нуждающихся в социальной защите, возрастные категории спортсменов, квалификационные категории педагогических работников и т.д.
Лингвисты говорят о таких категориях, как вид, время, залог, наклонение, род, число, падеж. У Л.В. Щербы1 в число грамматических категорий включены: прилагательные, существительные, междометия, служебные сло-
(ерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. С. 77—100.
462
ва, имена собственные и нарицательные, имена отвлеченные и конкретные и др. В концептивной лингвистике используется термин «понятийные категории». В социологии можно встретить выражение «категория холостых людей».
Таково узкотехническое или служебное употребление слова «категория». Оно подразумевает определенное множество объектов, выделенных по некоторому признаку: междометия собираются в единую группу по одному признаку, а холостые люди — по другому.
В широком значении «категория» обозначает высшую форму понятийного мышления, самое широкое и богатое по своему содержанию понятие. Это такой абстрактный конструкт, который включает в себя не просто множество схожих по своим признакам объектов, а многоуровневую иерархию понятий. Таким образом, в узком смысле слово «категория» объединяет горизонтальное множество объектов, имеющих одинаковую степень абстрактности (все междометия), а в широком — вертикальную иерархию понятий, когда из более общих понятий логически выводятся более конкретные.
В отечественной и зарубежной социологии «категория» употребляется в обоих своих значениях — узком и широком, т.е. в классификационном и обобщающем.
Слово «категория» (от греч. kategoria) состоит из двух частей: приставки «ката» (вниз, на, за) и «эрейн» (говорить). Их сочетание означает «говорить против, обвинять». В античности глагол «категорео» подразумевал не только обыденное «порицание», но и совершенно абстрактные действия; обнаруживать, показывать, высказывать, утверждать. Аристотель употреблял его в логико-философском смысле, предпочитая, правда, краткую запись формы глагола — «категорий». Выражение «категоричный» вполне соответствует изначальному смыслу термина и подразумевает «высказывающий обвинение», «резко и решительно настаивающий на чем-то». У Демокрита он обозначал даже «ответственный за что-либо».
Обратившись к античным временам и доказав метафизические истоки категорий, М. Хайдеггер как никто другой в современной философии глубоко проанализировал этимологию слова «категория». По-гречески kategoria — обвинение, осуждение, приговор— словом, обличительная речь, в которой выставлена на вид суть дела. На почве этого языкового значения вырастает дофилософское значение категорий как таких «называющих слов», в которых схвачено существо вещи2. Первоначально они служили инструментом классификации, с их помощью происходило деление сущего на классы, роды и всевозможные разряды. Лишь позже категории признаются в качестве онтологических экспликатов того, что в этом определении предшествующим образом уже сказалось.
Категории в философии и социологии представляют наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Они возникли как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.
По мнению выдающегося знатока древнегреческой философии А.Ф. Лосева, каждая философская категория представлена в истории бесчисленным
Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 84.
463
количеством едва заметных оттенков, и для каждого вполне раздельного и прерывного скачка необходимы десятки, если не сотни лет непрерывного и на первый взгляд едва заметного, едва раздельного развития. Огромный шаг вперед в этом направлении сделала эпоха античности, которая вместо мифологии создала мыслительную систему абстрактных категорий3.
В античности категории выступали в виде исходных принципов, неких первоначал мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, категории приобрели логический вид. Платон, например, признавал уже пять основных категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат «Категории», в котором категории трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Главенствующей категорией у Аристотеля оказывается oysia (чтойность, что-бытия), как первостепенный онтологический предикат, в то время как все остальные категории отражают ее состав4. Аристотелевский список категорий выведен из состава возможных предикаций любого сущего5. Например, о человеке можно сказать, что он есть некое что или сущность, длиною в три локтя, белый, боль-
~м.: Лосев А.Ф. История античной философии. М.: ЧеРо, 1998.
2м.: Борисов В.Н. О смысле категории «oysia» в философии Аристотеля // Вестн. Самарского гос.
™-та. 1996. № 1. С. 5-16.
3азинов Ю.А. Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера // http://
vww.ssu.samara.ru/common/structure/philosophy/phil_own/PubI/razin_l.htm
464
ше (чем другие), на площади или в Ликее, в прошлом году, сидит, обут, режет, его режут. Его категориальная система господствовала в течение нескольких веков — абсолютный рекорд среди научных долгожителей.
Аристотель называл категории «родами сказываемого» о сущем. «Роды сказываемого» соответствуют родам бытия. Именно под этой рубрикой «родов сказывания» Аристотель вводит в трактате «Категории» свой знаменитый список, считывая его с лексико-грамматических структур греческого языка. Кант, правда, предлагает выводить список категорий из «таблицы суждений»6, но это не меняет общего с Аристотелем понимания категорий как непонятийных форм мышления. У Канта категории выступают прежде всего как логические формы связи суждений, которые лишь затем осознаются в качестве основополагающих философских понятий7.
В классической философии категории трактуются как предельные определения действительности, которые в качестве таковых выступают предельными основаниями всего относящегося к ним знания о мире, являются своего рода «ядрами» понимания, основными единицами мышления, «узловыми пунктами» в сети всевозможных определений действительности8. В таком качестве они служат базовым орудием рационального мышления, а поскольку рационализм — отличительная черта философии Нового времени, то мно-
Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
Разинов Ю.А. Понятия категории и экзистенциала в философии М. Хайдеггера // http:// www.ssu.samara.ru/common/structure/philosophy/phil_own/Publ/razin_l.htm
Борисов В.Н. Категориальное знание: гносеологическая природа, формы, способы функционирования // Категориальные основания научного познания: Межвуз. сб. науч. ст. Куйбышев: Изд-во ^ Куйбышевского университета, 1988.
Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 85—86. Там же. С. 85.
465
гие европейские мыслители тратили время только на то, чтобы составить исчерпывающий перечень категорий, который с максимальной полнотой способен был охватить все стороны бытия и мышления.
В Новое время мыслители как бы решили посостязаться с Аристотелем предложив собственные варианты. Так, И. Кант рассматривал категории как априорные формы рассудка. Они только формы, в которые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, категории являются определениями не предметов самих по себе («вещей в себе»), а познающего субъекта, структуры его мышления. В кантовском реестре числилось немало категорий: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Его система, как и у Аристотеля (к идеям которого прибегали в 1980-е гг. самые выдающиеся западные физики-теоретики), охватывает наиболее важные стороны человеческого мышления и во многом сохраняет свое значение до настоящего времени.
Огромным вкладом в становление теоретического мышления явилась система категорий Г. Гегеля, названная диалектической. Она, как и у его великих предшественников, охватывала все на свете: мышление, природу, общество, искусство, науки, дух, историю. К числу логических категорий, подотряду универсальных категорий, у Гегеля относились: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причем в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), поня-
466
тие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель, считающийся вторым после Платона великим диалектиком, показал развитие, взаимосвязь и взаимопереходы категорий. Категории играли у него всеми цветами радуги, переливались друг в друга, сходились и расходились, создавая немыслимую мозаику, которую невозможно повторить даже сегодня, используя самые современные компьютерные технологии. И неудивительно: на языке категорий с миром разговаривал Бог (Абсолютный дух).
Дело Гегеля поддержал только, пожалуй, патриарх социологии конфликтов Карл Маркс. Он приложил категориальную систему к политэкономии и в результате создал самую совершенную, логически очень сложную и, как оказалось позже, неэффективную для практики социальную теорию. Однако до сих пор ей не перестают удивляться, и она питает новыми идеями тысячи мыслителей со всех концов света. Именно на Марксе категориальная мысль человечества иссякла, ибо после него уже никто не посягал на создание нового готического собора. Философы во всех странах предпочитали разбираться в интимных подробностях человеческого бытия, оторвав взор от величественных небес.
Так, представители экзистенциализма убеждены, что любая категория, которой пользуется человек в своем мышлении, носит его своеобразную и глубоко личностную окраску. Для этого направления крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы ее выражения в понятиях и символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремящегося «очеловечить» категории, придать им эмоционально-субъективный смысл, неопозитивизм пытается свести категории к простым терминам формальной логики и понятиям специальных областей научного знания.
4Б7
Поддержать гегельянско-марксистскую линию на развитие категорий пытались во второй половине XX в. советские философы, но очень неудачно. Позже они признавались, что лучше бы они этого не делали. В одном отношении их усилия не пропали даром. Отечественные социальные и гуманитарные дисциплины до сих пор пропитаны категориальными устремлениями. Иногда это приносит пользу, поскольку возвышает конкретные суждения до уровня философских обобщений, а иногда несет с собой и явный вред, поскольку вынуждает подменять точный анализ реальных событий пустыми разговорами о всеобщем и сущностном.
Как бы то ни было, но русская культура, как во многом и европейская, в гораздо большей степени тяготеет к философско-категориальному строю мышления, причем в его лучшем понимании, чем очень заземленная и весьма прагматичная американская мысль. Естественно, что общекультурные условия наложили свой отпечаток и на отечественную социологию: она более теоретична, менее точна и экспериментальна, более глобальна в своих выводах и ближе расположена к фронту гуманитарного знания.
Категории выступают идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. В отличие от общих понятий конкретных областей знания, которые играют методологическую роль лишь в определенной сфере мышления, категории пронизывают собой всю ткань научного мышления. Категории выступают в роли «мерки» умопостигаемого объекта, логического средства его понимания и фиксации. Они суть организующие принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эта-
468
лоны, с помощью которых осмысливается все богатство чувственной непосредственности (А.Г. Спиркин).
Именно категории человеческого мышления — показатель уровня общеинтеллектуального развития человечества в данную историческую эпоху. Недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря категориям единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включенные в систему обобщенных отношений. Усвоение категорий студентом является необходимым условием формирования его способности теоретического мышления.
Система категорий строится на основе единства логического и исторического. Последовательное развертывание категорий философии должно в сокращенном виде отражать историю формирования и развития категориальной структуры человеческого мышления, идущего от простого к сложному. Категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА КАТЕГОРИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Теорія оптимізації портфеля інвестицій
Аудит товарів
Перевірка постановки обліку капітальних інвестицій на підприємств...
Програмне забезпечення та основні стандарти АРІ для комп’ютерної ...
ВИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ ТОВАРІВ І ПОСЛУГ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 550 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП