ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ИСТИНА И ЛОЖЬ
В теории познания проблема истины является ведущей. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного, теории и практики, универсальных, общенаучных и частных методов познания и т.п.), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории, научного знания и др.), форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т.п.
Каким бы методом социологической науки — анкетированием, интервьюированием, наблюдением, анализом документов или экспериментом — мы ни добывали свои знания, главное их свойство должно заключаться в их истинности. Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, как невозможно и без ошибок, которые нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оце-
104
нок. Мы преодолеваем их ради достижения истины. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина?
ИСТИНА — это адекватная и достоверная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем.
Иногда можно слышать, будто истина присуща самим предметам и явлениям. Но с этим согласиться нельзя: нет столов истинных или ложных — есть столы письменные и столовые, школьные и канцелярские. Истина не является свойством самих объектов. Понятие истины распространяется только на человеческие мысли, которые действительно могут быть истинными или ложными.
Теории истины. Тайну истинного знания человечество пыталось разгадать с древнейших времен, перепробовав, кажется, все варианты решений, придумав множество критериев и учений об истинном знании.

Еще Аристотель предложил решение, основу которого составляет принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Лейбниц утверждал, что существуют два рода истин: необходимые истины разума, проверить которые можно с помощью принципа противоречия, и случайные истины факта, проверка которых должна опираться на принцип достаточного основания. Для Платона и Гегеля истина — это согласие разума с самим собой, поскольку познание как раз и направлено на раскрытие духовной первоосновы мира.
Существуют различные теории истины: прагматическая (практическая), когерентная (согласования), теория корреспонденции (соответствия), или классическая . Так, в прагматической теории истина — это полезность знания, его эффективность, в когерентной — это свойство самосогласованности, непротиворечивости в рамках конкретной теории. Любое новое положение истинно, если оно может быть введено в какую-либо систему, не нарушая ее внутренней непротиворечивости знаний. В теории корреспонденции истина определяется как соответствие знаний действительности, независимому от нас объекту. Все теории не конфликтуют, а дополняют друг друга.
Уже более 2000 лет самой авторитетной и распространенной считается аристотелевская теория корреспонденции. Она признана классической концепцией истины, которая, как утверждал Аристотель, есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.
Формы истины. Наряду с научной выделяют также обыденную (житейскую), художественную и нравственную истину. Каждая из них подчиняется собственным правилам. Так, совершенно очевидно, что нравственная ис-
105
тина заключается в соответствии знаний не добытым наукой фактам, а высшим этическим требованиям. Обыденное знание получает подтверждение из повседневного опыта.
Нередко отождествляют два понятия — истину и правду. Но категория правды находится в плоскости культуры, нравственности, русского национального характера и менталитета. Как известно, в России судопроизводство основано не только на законе, но и на правде, которая предполагает справедливое отношение к другому человеку и другим людям, оценку их действий на основе человечности, сострадания, сочувствия и сопереживания. Быть правдивым и быть равнодушным к человеку нельзя. Но истина требует равнодушия, точнее сказать, беспристрастного отношения к мнению другого человека. Именно поэтому верна поговорка: «Сократ мне друг, но истина дороже». Далеко не во всех ситуациях в этой поговорке термин «истина» можно заменить словом «правда».
Существуют также относительная и абсолютная формы истин, которые занимают важное место. Абсолютная истина — это полное знание; а относительная истина —неполное знание о предмете. Различие между этими двумя формами истины можно выразить еще и так: абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Истина — это отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта. Истина представляет собой объективно верное воспроизведение действительности в сознании человека. Но истина — не только достигнутый результат в виде суждений, понятий, теорий, а процесс движения от незнания к знанию, от менее глубокого ко все более глубокому знанию. Следовательно, истина не может рассматриваться как нечто застывшее, неизменное отображение объектов действительности — она всегда относительна, так как охватывает не все содержание исследуемого предмета, а только его часть. По мере прогресса познания человек постепенно преодолевает относительность истины, добавляет новые знания, которые перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, считавшиеся ранее истинными. Критерием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств, новых опытных данных.
Истине в познании противостоит ложь — неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Источником лжи могут быть логически неправильное мышление, неверные факты и др. Ложь можно трактовать и как преднамеренное (именно преднамеренное!) возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь можно понимать и как измышление о том, чего не было, и как сознательное сокрытие того, что было. В логике — науке и правильном рассуждении — ложность означает отрицание истинности, а истина — отрицание лжи.
Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Заблуждение, в отличие от лжи, — непреднамеренное несоответствие суждений какому-либо объекту. Заблуждения возникают из-за сложности изу-
106
чаемого явления (может изучаться только одна сторона явления), из-за введения гипотез (они всегда вероятны), из-за неполного или неправильного истолкования.
Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. Относительная истина становится заблуждением, когда появляется новая теория, которая помогает нам увидеть несовершенство старой. Если оценить эту ситуацию с точки зрения формально-методологического подхода, то мы увидим следующее: появилась новая теория, признанная истинной; старая теория опровергнута и квалифицируется как ложь. Таким образом, обоснование ложности некоторой теории и превращение ее в заблуждение — это один и тот же процесс, описываемый с разных точек зрения.
С понятием истины тесно связаны так называемые парадоксы — правильное рассуждение, приводящее к взаимоисключающим положениям, одинаково доказуемым и не относящимся ни к истинным, ни к ложным. Примеры парадоксов: «Люди жестоки, но человек добр», «Если лгущий говорит, что он лжет, то он одновременно лжет и говорит правду» и др.
Истина и ложь способны располагаться и в чисто психологической сфере. Предположим, человеку сообщили какой-то факт, а он его не запомнил, и позже горячо отвергает его — в этом случае речь идет о том, что его память не зафиксировала данный факт как значимый, т.е. стерла его. Это нельзя назвать ложью, так как человек искренне отрицает факт только потому, что не помнит. Возникает противоречие между психологическим фактом (неза-помнившимся событием) и рациональным фактом (утверждением человека, что такого факта не было).
Психологическая ложность или истинность может обнаружиться и в сфере интеллектуальных предпочтений: сторонник евразийства будет настаивать на своей выборке фактов, которые подтверждают его правоту, в то время как прозападник станет отрицать эти факты и настаивать на истинности совсем других, подтверждающих именно его убеждения. Принятие или непринятие группы фактов продиктовано искренностью намерений евразийца и западника. Противоположные факты они искренне не видят. Точнее, противоположные факты не замечает их психика, настроенная избирательно.
Научная истина отличается набором специфических признаков: 1) объективность; 2) конкретность; 3) системность и упорядоченность знаний; 4) их обоснованность и доказательность; 5) повторяемость и общезначимость (интерсубъективность) полученных знаний. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность — зависимость знания от условий, места и времени протекания каких-либо явлений или процессов. Когда социолог, только что проведший эмпирическое исследование, присылает в журнал статью об этом исследовании, он должен указать, где, когда, кем оно проведено, каковы выборка и конкретные результаты.
107
Классическая концепция науки, доминировавшая на протяжении долгого времени (с Аристотеля до представителей позитивизма), отличала научное знание от ненаучного, характеризуя первое как обоснованное, истинное, всеобщее и аподиктическое'3. Произвольные конструкции, субъективные мнения, интуитивные догадки и обыденное знание не отвечают одному из таких требований — критерию обоснованности, поэтому не отнесены к сфере науки, хотя все они вполне соответствуют другому признаку — истинности. Иными словами, наличие каждого свойства необходимо, но недостаточно, и только в совокупности они являются убедительным критерием научности.
Знаменитый афоризм А. Эйнштейна о том, что физическая теория должна иметь: а) внутреннюю согласованность (логическую непротиворечивость) и б) внешнее оправдание (соответствие фактам), по всей видимости, применим не только к физике, но и к большинству других наук, в том числе к социологии.
Обоснованность или доказанность теоретического знания не зависит (или в принципе не должна зависить) от того, достигли между собой согласия ученые или нет, считают они знание истинным или нет. Для доказательства истинности теории существуют внеличностные средства и механизмы — повторяемость эмпирических обобщений, данные эксперимента и др. Истинность доказывают другие ученые в независимых исследованиях, повторных опытах, проведенных в разных странах.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИСТИНА И ЛОЖЬ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЕРГОНОМІЧНІ ВИМОГИ ДО ТОВАРУ
ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Організація готівкових грошових розрахунків
Аэродинамическая труба
ОСОБЛИВОСТІ ІНФЛЯЦІЇ В УКРАЇНІ


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (08.12.2012)
Переглядів: 1059 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП