ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ДОСТИГАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО
Мотивация достижения характеризует не только отдельных индивидов, но и целые общества. Эту идею Д. Макклелланд блестяще доказал на историческом материале, изложенном в его книге «Достигающее общество»1, которая вызвала большой интерес еще и тем, что автор пытался применить психологические методы к объяснению макроэкономических процессов. В первой, методологической, главе автор оговаривает рамки применимости к истории психологического и социологического подходов, доказывая, что их различия — объяснение поведения индивидов и действий больших масс людей — позволяют с разных сторон осветить общую проблему: каким образом изменение мотивации достижения, овладевшей всем обществом или его значительной частью, может повлиять на экономический рост страны.
Сравнивая уровень потребности к достижению в разные исторические периоды, Макклелланд убедительно доказал, что наибольшего успеха в экономике добиваются тогда и там, когда и где у людей высока сила мотива к достижению. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развивающуюся экономику. И, наоборот, в обществах, характеризуемых низкой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается. Примером служит Япония. В 1961 г. Макклелланд предсказал ей экономический взлет в начале 1970-х гг. Так и случилось. Причиной, по его мнению, служат высокий уровень мотивации достижения у японцев и практика воспитания детей. В те времена японцы ставили перед собой трудные, но выполнимые задачи, использовали весьма эффективно свои скудные ресурсы, проявляли инициативность и брали на себя ответственность как за успехи, так и за неудачи. Они планируют наперед и находят наилучшие пути для осуществления своих замыслов.
Кросскультурный анализ, проведенный Макклелландом, свидетельствует, что индивиды с высоким уровнем мотивации достижения заявляют о себе уже в ранние годы своей жизни. Но подобное случается при стечении двух обстоятельств: 1) их родители проявляют ответственность за своих детей; 2) общество поощряет развитие в людях индивидуальности. Кроме того, достигающее общество должно предоставлять индивидам достаточную свободу выбора. Помимо Японии, к такому типу обществ, по мнению Макклел-ланда, относится Америка.
В четвертой главе автор приводит данные своего исторического анализа. Он сравнил популярную литературу разных стран в разные эпохи — античную Грецию, цивилизацию инков в Перу, средневековую Испанию, Англию кануна промышленной революции и Европу с 1920 по 1950 г. — и установил, что период распространения в литературе мотивов успеха предшествует периодам экономического подъема страны. И, наоборот, когда литературное воображение нации падало, приходила в упадок экономика. Литературная тематика лишь отражала культурные брожения и культурный прогресс в стране. Когда античные греки изменили практику социализации
2 McClelland D.C. The Achieving Society. N.Y., 1961.
858
детей, сделав ее более сковывающей и несвободной, через некоторое время последовал общий упадок нации.
Мотивация, связанная с личным успехом, потребностью в достижении, зарождается, по мнению американского психолога, в эпоху раннего капитализма. Вместе с сословным строем капитализм отвергает и мораль самоограничения. На каждые сто строчек английской драмы, описаний путешествий и народных баллад, проанализированных Д.Макклелландом, в 1400— 1500 гг. приходилось в среднем 4,6 строчки, связанных с мотивом достижения, в 1501 — 1575 — соответственно 4,79, в 1576—1625 — 4,81, 1776— 1830 — 6 строчек. Потребность в достижении, в противоположность установке на спасение души или стоическому идеалу «спокойной жизни», занимает теперь центральное место в системе социальных и личных ценностей.
После этого Макклелланд исследует связь политического режима (диктатуры) и достигающей мотивации, религии и ценностной системы, предопределяющей экономический рост. В пятой главе «Психологические факторы экономического роста» Макклелланд анализирует взаимосвязь таких переменных, как аффиляция и рост населения, власть и диктатура, ценностные установки и экономический рост, универсализм и партикуляризм, предписываемые и достигаемые статусы, коллективизм и самоориентация, аффективная нейтральность, рационализм и магия, оптимизм, мате риальные потребности, кооперация и рыночная мораль. Немало внимания в своей книге Макклелланд уделяет различным формам активизма, именуя его «духом Гермеса»: спортивному азарту, путешествиям, социальной мобильности, экспрессивным общественным движениям. Две главы своей знаменитой книги он посвящает поведению предпринимателей и их социальным истокам, в связи с чем касается механизма принятия управленческих решений, инструментального поведения, принятия ответственности, сравнительного анализа деятельности менеджеров в разных странах (развитых и развивающихся), бизнес-рекрутмента и социально-классового происхождения предпринимателей, сопоставления ценностных ориентации и поведения менеджеров и предпринимателей.
Читателя, впервые столкнувшегося с книгой Макклелланда, поражает кругозор автора, который берется буквально за любую тему и при этом считает, что все они связаны с мотивацией достижения. Действительно, в заключительных главах мы обнаруживаем анализ таких явлений, как коммунистическое и католическое движение, практика воспитания детей в разных культурах и эффект доминирования в семье отца, взаимосвязь классовой позиции и религии, влияние на достижение идеологии и системы образования, мотивация достижения у евреев и позитивный мистицизм. Широта кругозора Макклелланда вовсе не означает бессистемности его взглядов. Напротив, в столь разных явлениях ему удается выделить организующий их стержень — все это сферы общественной жизни, исторические эпохи, культуры, типажи людей, которые выступали причинами, объектом, последствиями или сферой доминирования мотивации достижения. Про-
859
следить динамику психологических факторов на огромном историческом пространстве, которое заполнено большими группами, эпохами и цивилизациями, означает, на наш взгляд, нащупать социологический подход к вещам, которые раньше казались находящимися в компетенции психологии.
Попытку развить идеи Макклелланда о мотивации достижения и путях развития западного общества предпринял, и весьма успешно, Гарольд Джонс в книге «Характер личности и судьба нации»3. Осветив основные положения теории Макклелланда и результаты его кроссисторического исследования, автор углубляет анализ по нескольким направлениям. Главными среди них являются религиозный, социальный и исторический. Он согласен с Макклелландом в том, что религиозный фактор сыграл значительную роль в становлении европейского типа мотивации достижения, особенно протестантизм. Вместе с тем он добавляет, что тяжелый труд, духовная аскеза и неустанное моление средневековых монахов предшествовали развитию трудовой этики, которую привнес в Западную Европу протестантизм. Вклад протестантской этики в экономическое развитие данного региона заключался в формировании принципов индивидуальной ответственности перед Богом и поощрении исполнительского мастерства. Трудовая деятельность отныне считалась тем способом, каким верующий мог заслужить спасение души. По мнению Макклелланда, протестантизм надо рассматривать как первую в мире попытку служить институциализацией мотивации достижения. Инкультурация протестантизма в тело западноевропейской цивилизации удивительным образом совпала с двумя важнейшими историческими событиями — началом великой индустриальной революции и началом миграции европейцев в Америку.
Еще в XIX в. известный экономист Альфред Маршалл доказал, что предшествующие 100 лет развития цивилизации — это результат распространения по миру западных ценностей. Именно они служат ярким воплощением мотивации достижения. В четвертой главе своей книги Г. Джонс взялся обосновать справедливость этого положения на анализе американской литературы XIX в. Распространению ценностей трудовой этики и предпринимательства в американском обществе того периода способствовали эссе философа Р. Эмерсона и школьная книга для чтения McGuffey's Reader, которые сформировали характер нации таким, который обеспечил дальнейшее экономическое процветание.
Однако американская нация вдохновлялась не только литературными, но и реальными героями. Рокфеллер и Карнеги, ставшие живым воплощением американской мечты, доказывают своей судьбой жизненную силу мотивации достижения. Г. Джонс подчеркивает, что для нации очень важно иметь перед собой образец реального воплощения тех этических ценностей, которые проповедует религия. Люди, сделавшие себя сами, обогащают не только себя, но и страну. В результате их труда США к концу XIX в. имели самые высокие стандарты жизни в мире.
Проследив судьбу выдающихся личностей, Г. Джонс обращается к возникновению в США «нового класса» — интеллектуалов и бюрократов, которые отличаются от других не только высоким уровнем мотивации достижения, но также стремлением к оправданному риску, инновациям и верой
3 Jones Harold В. Personal Character and National Destiny. St. Paul, Minn., 2002.
860
в научно-технический прогресс. Подробно анализируя период с 1885 по 1912 г., Г. Джонс описывает механизмы социального восхождения «нового класса». Это время было достаточно противоречивым. Американская мечта честного превращения нищего в миллионера в тот период не то чтобы превращалась в прах, но ее очень сильно компрометировали всевозможные слухи, в том числе раздуваемые американской прессой, о грабителях-баронах {robber barons), нечестно наживших состояния на спекуляциях с нефтью. Одновременно с «новым классом» рождались новые олигархи, а это значит, что на смену классическому капитализму с неограниченной рыночной конкуренцией приходит монополистический капитализм, где богатые и сильные подминают под себя слабых и бедных. Общество почувствовало разительные перемены, появилась реальная угроза ограничения свободы предпринимательства и честного обогащения.
В начале XX в. государство превратилось из гаранта рыночных свобод в социального регулятора, выражающего интересы «нового класса» и его верхушки — олигархов. Отныне именно эти силы навязывали обществу представления о том, что такое справедливость и процветание. Гегемония государства и неверие в позитивный характер индивидуальной свободы повлияли на характер нации и привели ее к депрессии 1930-х гг. (рис. 42).
Рождается новое поколение американцев, считающих бизнес нечестным делом. Недоверие бизнесменам продолжается, по данным многих американских исследований (не только Г. Джонса), вплоть до 1990-х гг. Новый всплеск доверия к американскому бизнесу в конце XX и начале XXI в. объясняется кардинальными изменениями в социальной структуре американского общества. Сегодня более 2/3 населения США являются акционерами и людьми достаточно состоятельными. Не доверять бизнесу в таких условиях означает не доверять самим себе.
Многому американцев научила Великая депрессия 1929—1932 гг. Она выявила полную несостоятельность политики государственного регулирования. Разорение миллионов американцев, крушение предприятий и банковской системы, миллионы безработных и очереди у пунктов бесплатной

Рис. 42. Падение производства во время Великой депрессии
861
раздачи пищи обнажили глубокий моральный кризис общества, разочарование простых граждан в великой американской мечте. Однако нация нашла в себе силы возродиться, и опять же благодаря давнему источнику — индивидуальному предпринимательству, трудолюбию, честному бизнесу и протестантским ценностям. Мотивация достижения еще раз выручила американскую нацию и предопределила ее экономический подъем, а затем и мировое господство. Анализ прессы и художественной литературы 1940-1960-х гг., проведенный еще Макклелландом, показал, что ощущение и страх перед кризисом не покидал американцев все эти годы. Кризисное сознание — посттравматический синдром и элемент культурного шока проявлялись во всех сферах жизнедеятельности общества, так называемая советская
угроза, представление об СССР как воплощении мирового зла являлись частью кризисного сознания (его еще называют ориентацией на кризис). По мнению Г. Джонса, литература 1960-х гг. демонстрирует неуважение американцев ко всем институтам об щества и кризисное состояние мотивации достижения как элемента общественного сознания. Страх перед очередным кризисом, разрушение традиционных ценностей американского общества показали рядовым гражданам, что они все еще не контролируют свою собственную жизнь. Сохранившийся на несколько десятилетий кризисный синдром показывает, насколько хрупкими являются равновесие общественного сознания, традиции и ценности общества, мотивация достижения как социетальная предпосылка успехов общества.
Книга «Достигающее общество» вышла в 1961 г. и не могла проследить нынешние события. Отчасти их анализ дается во множестве статей Макклел-ланда, вышедших в период с 1965 по 1998 г. Однако той силы и остроты анализа глобальных событий в них уже нет. Макклелланд сосредоточился на практике управленческого консультирования и те проблемы, которые интересовали и вдохновляли его в молодости, уже больше не попадали в поле его внимания. Единственная социологическая книга, до сих пор входящая в число лучших произведений американской научной мысли XX столетия, была скорее исключением в его творчестве. Однако она дала пищу для размышления многим мыслителям, в том числе пресвитерианскому священнику Г. Джонсу.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДОСТИГАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Неоінституційна теорія фінансування
СУТНІСТЬ ТА СТРУКТУРА КРЕДИТУ
Факторинг
СИСТЕМИ АВТОМАТИЗОВАНОГО ПРОЕКТУВАННЯ ПРОДУКЦІЇ
Вартість власного капіталу


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (06.12.2012)
Переглядів: 742 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП