Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок стал ученым, занимался наукой?
Научный потенциал определяется прежде всего количеством и качеством специалистов. Их готовят высшие учебные заведения. Но и сейчас высококвалифицированных специалистов (в расчете на 100 жителей), способных воспринять и адаптировать науку к технологии и жизни, у нас меньше, чем в развитых странах. В начале 90-х гг. на каждую сотню трудоспособного населения в возрасте от 25 до 64 лет в США приходилось 35 человек с высшим образованием, в Канаде — 30, в Швейцарии — 28, в Японии и Швеции — 21, в Финляндии — 18, в Германии — 17, Англии — 15, Франции — 14 человек20. У нас дело обстоит гораздо хуже, чем у лидеров этого списка. По удельному числу занятых в науке Россия находится позади Исландии. К сожалению, по темпам сокращения числа исследователей мы опережаем самые пессимистические прогнозы, сделанные экспертами Организации Наука России в цифрах 2001: Статистический сборник. М, 2002. Литературная газета, 2001. № 44 (5855) 31 октября — 6 ноября. Ракитов А.И. Наука и устойчивое развитие общества // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 10. 713 экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 г., хотя они представлялись тогда невероятными. До начала проведения реформы высшей школы кадровый научный потенциал научных учреждений и подразделений в России распределялся следующим образом: отраслевые институты — 84%, вузовские научные подразделения — 12% и академические структуры — 4% (преподавательский состав, согласно действовавшим тогда правилам статистического учета, к научным кадрам не причислялся)21. Несмотря на переживаемый нами кризис, российская наука стала более открытой и демократичной, значительно расширилось равноправное участие российских ученых и организаций в различных международных программах и проектах, исчезли нелепые идеологические и административные приемы контроля и воздействия. В сложной ситуации удалось сдемпфиро-вать последствия кризиса, сохранить существенную часть накопленного научно-технического потенциала, а также передовые позиции по ряду важных направлений развития современной науки и техники. В том числе были предприняты меры по сохранению ведущих научных школ и преодолению разобщенности науки, образования и промышленности. В результате ликвидации ряда министерств, межотраслевой и профессиональной мобильности (миграции и эмиграции научных кадров) структура занятых в науке значительно изменилась: • резко сократилось (почти вдвое) число занятых в отраслевых институтах (в том числе и по причине ликвидации ряда из них); • многие кадры из академических отраслевых институтов перешли работать в вузы, усилив их научный потенциал; • расширилась научная и учебная деятельность вузов, чему способствовало увеличение доли хозрасчетных и финансируемых различными фондами научных проектов; • появилась новая система — негосударственные («частные») научно-образовательные структуры; • резко расширились формы «двойной» занятости: на кафедрах и в исследовательских подразделениях. Сегодня в вузовском секторе занято 48%, академическом — 27, отраслевом — 26, в негосударственном — 16% научных работников22. В целом по науке статистика такова: за период с 1991 по 1998 г. число организаций, выполняющих исследования и разработки, в стране сократилось с 4646 до 4110. Однако начиная с 1995 г. наметилась тенденция к сокращению темпов падения научного потенциала. В 1998 г. НИИ составляли 61,2% всех научных организаций, конструкторские бюро — 9,8, вузы — 9,3, проектные организации — 2,8, промышленные предприятия — 8,1%23.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок стал ученым, занимался наукой?» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»