Средневековью было неизвестно то значение университета, которое столь важно сегодня. Для нас университет — это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Она включала в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной «universitas». Даже город называли университетом граждан, да и любой ремесленный цех. Только в XIV—XV вв. университет станет отдельным академическим учреждением18. 18 Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993. 572 В самом деле, «universitas» с латинского переводится как «корпорация»: первые университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда". Слово universitas означало также «товарищество», «купеческая гильдия», «цех», «коммуна» (universitas civium — «городская коммуна»). Поэтому союз, «цех» преподавателей и учеников представлял своего рода «научный цех», «гильдию ученых и учеников», universitas magistrirum et scholarium или universitas studentium («товарищество преподавателей и учащихся») или же одним словом studentes (учителя, учащиеся). Впрочем, встречаются и такие словосочетания, как magistri et discipuli («учителя иученики»), означавшие собственно корпорацию с особыми выборными органами самоуправления и большими привилегиями. В конце XII — начале XIII в. товарищества, корпорации учителей и студентов стали именоваться просто universitas, т.е. «университетами»20. Но вначале организационная структура университетов была копией цеховой организации. По средневековым представлениям только в корпорации, гильдии или цехе горожанин получал легитимное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире. Таким образом, университет в первоначальном значении — это не комплекс зданий и аудиторий, а совокупность людей. Здание появилось позже, оно выделялось городскими властями для бесприютных студентов и преподавателей. Средневековые университеты являли собой сообщества
преподавателей (тогда их называли магистрами, т.е. мастерами) и студентов, отсюда выражение — universitates magistrorum et scolarium11, различавшиеся тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами студенты, а в других, как в Париже,— преподаватели. Такое представление и само понятие «universitas scolarium et magistrorum» («корпорация студентов и преподавателей») утвердилось, правда, сравнительно поздно — только кXIVв., хотя, как известно, первый университет, Болонский, возник еще в XI в. Париж — модель организации, на которую, более или менее, ориентировались другие университеты. В Париже преобладал «universitas scolarium et magistrorum», объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в XII в. отмечена Кафедральная школа Нотр-Дам, собиравшая под свою сень студентов со всех концов Европы22. Корпорации магистров и школяров, специализирующихся по одной и той же учебной дисциплине, с середины XIII в. стали называть «факульте- 19 rf\ ФеврЛ. Главные аспекты одной цивилизации // Бои за историю. М, 1991. С. 282-346. ГотлибА. Университеты [В Западной Европе] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1902. Т. 68. С. 751-788. Эти слова впервые встречаются у парижан в акте кардинала Робера де Курсона (1215 г.). Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898. 573 тами». Союз различных факультетов (а каждый факультет мог быть еще и школой) как раз и представлял собой университет. С подобным статусом университет Монпелье (Франция) официально был учрежден в 1289 г. буллой папы Николая IV. Первые университеты все же в большой степени были зависимы от власти католической церкви, поэтому все члены корпорации долго именовались «клириками» (clerici), т.е. теми, кто непосредственно входит в церковную организацию. Другая версия происхождения термина «университет» как некоей корпорации таится, возможно, в особенностях языкового общения. Все занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вынуждены были вступать в общение с местными пекарями, пивоварами, хозяевами трактиров и сдатчиками жилья. Последние, разумеется, не знали латыни и были не прочь обсчитать и обмануть чужезем ного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь городского суда в многочисленных конфликтах с местными жителями, они вместе с преподавателями объединялись в союз, который и назывался «университет»23. В 1192 г. студенты Парижского университета затеяли ссору с крестьянами аббатства Сен-Жермен-де-Пре. В потасовке один студент был убит. Убийство клирика мирянами, тем более вилланами, не могло остаться безнаказанным. Студенты пожаловались в Рим. Взбунтовался весь университет, пошли громить лачуги крестьян на окраине Парижа. Властям еле удалось уговорить школярскую братию. В период между 1191 и 1198 г. папа Целестин III даровал первые привилегии Парижскому университету. Но в 1200 г. случилась новая драка между студентами и парижскими горожанами, поддержанными городской полицией. Пятеро университетских школяров убиты. Магистры и студенты тут же принесли жалобу французскому королю. Если убийц не накажут, они прекратят занятия и покинут Париж. Забастовка профессоров, приостановка занятий вызвали серьезный скандал, который расценили как оскорбление религии. Значение Парижского университета как источника пополнения рядов духовенства было таково, что прекращение занятий было равноценно внезапной приостановке всей церковной жизни Европы. И король Франции пошел на уступки: горожан-зачинщиков и начальника полиции Парижа бросили в темницу24. В 1200 г. появились указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие Парижский университет от подчинения светской власти. С этого времени датируют основание университета. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212 и 1231 г. Университет обладал, в частности, правом издавать свои законы, статуты и распоряже- 21 Описание крупнейших университетов средневековья (http://tmn.fio.ru). 24 См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб., 1999. 574 ния, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т.д. Возникновению Оксфордского университета также предшествовала череда конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 г. студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Для «людей университета» было важно любой ценой заставить светскую власть признать свое положение привилегированных клириков, подсудных только своим трибуналам. Студенты и профессора объединялись в мощные университетские сообщества, которые со временем добились независимости от города, получив право на самоуправление. В 1200 г. выходит специальный ордонанс, который считают первой хартией университетских свобод. Согласно ему, горожане Парижа должны принести клятву в присутствии университета в том, что никогда не будут покушаться на права студентов. Отныне университет выходил из-под городской юрисдикции, а католическая церковь, которой он теперь напрямую подчинялся, объявляла его неприкосновенным и священным для королевских представителей. Судить студентов могли только церковные судьи.
Карта средневековых университетов (http://www.wwnorton.com) 575 Зависимость университета от Церкви несла ему немало благ. Папа не только давал разрешение и «грамоту», своего рода лицензию на открытие университета, но он всячески поощрял самостоятельную хозяйственную деятельность учебных заведений. В конфликтах университетов и местных властей Папа Римский почти всегда был на стороне университетов. К тому же, именно папа санкционировал единообразную систему организации университетов и выдачи ученых степеней. Борьба за защиту своих прав заставляла сплотиться студентов и преподавателей. Так, возмущенные обидами и притеснениями, студенты и профессора на 10 лет покинули Болонью, и город разом утратил не только славу, но и доходы, которые приносил ему университет. Торжественное возвращение университета последовало лишь после того, как город признал его полную независимость. Это означало, что профессора, студенты и служащие университета подчинялись не городским властям, а выборным деканам факультетов и ректору. Добившись от папы и короля немалых привилегий и права, студенты сосредоточились на интеллектуальной деятельности и занятиях философией. Не случайно в средневековых университетах процветала схоластика — особая технология тренировки абстрактного мышления и углубленного созерцания, своего рода европейский вариант индийской йоги. Центральное место в преподавании занимала также философия Аристотеля.
Наконец, католическая церковь, распростершая свое покровительство над всеми странами Западной Европы, помогла сформировать единое образовательное пространство: повсюду на университетские кафедры каждый день поднимались профессора в сутане, преподавание и методология знания во всех университетах были единообразными, язык общения и обучения строился на латинской терминологии, а предметы вели на едином языке римско-католической церкви — латыни. Именно латынь и единая структура преподавания обеспечивали единообразие и формальную строгость схоластического дискурса с его системой аргументации, терминологической базой, аристотелевской силлогистикой, рациональной структурой римского права25. Латынь превратилась в международный язык общения и фактор консолидации европейского образования. Для всех европейских стран языком науки, как и богослужения, была латынь. Тысячи школьников были обязаны учить латынь с детства, а затем общаться на ней в студенческих аудиториях. Тем не менее университет еще делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны — и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. Принцип корпоративности требовал объединения студентов и преподавателей против «чужаков». Причем подобная взаимопомощь оговаривалась официальными документами. Так, в одном из документов от 1220 г. университета Монпелье можно прочитать: «Если на магистра или на его людей нападает кто-то не из школы, все прочие магистры и школяры должны предоставить ему совет и помощь». Между обучающими должны 25 Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951. 576 устанавливаться отношения доброго содружества: «Ежели профессор пребывает в тяжбе с одним из своих учеников из-за платы или по какому иному поводу, никакой другой профессор не должен умышленно принимать этого ученика, пока тот не даст или не пообещает дать удовлетворения прежнему учителю». Преподавателям запрещается незаконно конкурировать друг с другом: «Пусть никто из магистров не отбивает ученика у другого магистра, переманивая его просьбами, подарками или каким бы то ни было другим способом». Последний пункт со всей очевидностью доказывает, что речь идет о чем-то вроде братства: «Все магистры и студенты должны обязательно присутствовать на похоронах членов университета»26. Таким образом, перед нами, по сути, идея «ученого цеха». Такие ассоциации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т.е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго и новое слово «университет» вызывало такую же неприязнь, как слово «коммуна». Университетское общество с самого начала не знало кастовых различий. Средневековый университет изначально был народным в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жилье) становились студентами. С социологической точки зрения это весьма важный момент. Но сегодня об этом позабыли, и на первое место выходит другое значение термина — универсальный охват знаний и наук, которые преподают в университетах: физика, математика, медицина, история, филология, иностранные языки, право, экономика, социология, психология, философия и т.д. Социология не могла родиться, скажем, в политехническом институте или академии управления. Ее alma mater мог стать только университет. На стадии своего зарождения университеты получали наименование studium generate27 и по своим задачам и по содержанию образования противостояли studium particulare. Термин Studium указывал на принадлежность либо тесную связь со школой, a Generate — на привлечение студентов из любой местности и любого государства. «Studium generate (или universitas, или alma mater) — всеобъемлющее учебное заведение позднего средневековья, которое регулирует всю жизнь своих членов и охватывает все чисто теоретическое и прикладное знание своего времени»28. Сам термин universitas обозначал помимо корпорации еще и универсальную целостность предметов. Например: universitas rerum — совокупность всех вещей; universitas — вселенная. Термин universitas litterarum означал «все отрасли наук», буквально «совокупность всех книжных знаний», в отличие от практических знаний (ремесла, военное дело, торговля). В отличие от этого слово particulare обозначало обучение горожан не универсальному, а узкоспециализированному знанию. Такое образование в отличие от университетского не было ориентировано на гильдейскую принадлежность (преподавательскую и студен- См.: ЛюшерА. Французское общество времен Филиппа-Августа / Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб., Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально — общие науки), потом это название было вытеснено другим — университеты. Вилем Фрийхоф. Начало Нового времени: паттерны // Alma mater. 1999. № 3. С. 41. 577 ческую), не обеспечивало привилегий и не располагало правом присуждения степеней29. Для получения учебным заведением статуса studium generate необходим был ряд условий: • соответствующие санкции церкви либо царствующего монарха; • наличие преподавательской и студенческой гильдий; • возможности обучения семи либеральным искусствам30. Примерно с XIV в. существует эпитет alma mater, т.е. нежная или кормящая мать (термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка) явилось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и обще ственных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К XIV в. утверждается общее название — universitas scolarium et magistrorum^. В XII—XIII вв. оформилась специализация некоторых европейских университетов. Так, крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. В Сорбоннском университете, признанном центре теологии, преподавание велось на латыни. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию. Прообразом европейского университета считается Академия Платона в Афинах, основанная в IV в. до н.э. От древних греков европейцы унаследовали образцы сочетания научного познания, обучения и гражданского долга32. Несмотря на разную предметную специализацию, европейские университеты в период их становления объединяет общая черта — они являлись сообществом, состоящим почти целиком из клириков. Магистры и студенты носят тонзуру, а первый документ, вышедший из Парижского университета (1221 г.),— это письмо, адресованное монахам. На печати Парижского университета изображена Пресвятая Дева — покровительница университета и церкви; слева — епископ Парижский, держащий свой посох; справа — святая, окруженная нимбом. А над всем господствует крест. Светский дух проник в университеты много позже. Если университеты и боролись за независимость, то это была скорее независимость от произвола местных церковных властей и желание отдаться под начало высшей власти, а именно папы33. И правильно делали, ибо местные власти крупно наживались на праве выдавать лицензии на образование, продавая право обучать.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УНИВЕРСИТЕТ КАК КОРПОРАЦИЯ И СОЮЗ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»