Что составляет особую компетентность военного офицера? Существует ли какое-либо специальное умение, присущее всем военным офицерам, но не свойственное ни одной из гражданских групп? На первый взгляд дело обстоит совсем не так. Офицерский корпус включает в себя массу разных специалистов, у многих из которых есть аналоги в гражданской жизни. Инженеры, доктора, летчики, снабженцы, кадровики, аналитики, связисты — все они могут быть обнаружены как в составе современного офицерского корпуса, так и вне его. Даже не принимая во внимание этих технических специалистов, каждый из которых углублен в свою собственную область знаний, уже одно общее разделение корпуса на офицеров сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил создает обширные различия между ними по исполняемым функциям и необходимому мастерству. Представляется, что капитан крейсера и командир пехотной дивизии сталкиваются с совершенно разными проблемами, что требует от них абсолютно различных способностей. Но все же существует явная область военной специализации, свойственная всем (или почти всем) офицерам и отличающая их ото всех (или почти ото всех) гражданских специалистов. Этот главный род мастерства, пожалуй, лучше всего обозначил Гарольд Лессуэлл [Harold Lasswell] как «управление насилием»10. Функциональной задачей военной силы является ведение успешных боевых действий. Обязанности военного офицера включают: 1) организацию, оснащение и обучение этой силы; 2) планирование ее деятельности и 3) руководство ее действиями в бою и вне его. Особое мастерство офицера проявляется в руководстве, управлении и контроле организованной массой людей, чьей основной функцией является применение насилия. Это в равной мере относится к деятельности военно-воздушных, сухопутных и морских офицеров. Это отличает офицера в качестве собственно офицера от других специалистов, существующих в вооруженных силах. Их мастерство может быть необходимым для достижения задач, поставленных перед военной силой. Но это в основном вспомогательные виды занятий, относящиеся к компетентности офицера так же, как мастерство медсестры, аптекаря, лаборанта, диетолога, фармацевта и рентгенолога относится к компетентности врача. Ни один из вспомогательных специалистов, привлекаемых к военной службе либо состоящих на ней, не способен «управлять насилием» также, как ни один из специалистов, помогающих в медицинской профессии, не спосо- Термин officership обычно переводится как 1) офицерское звание, 2) офицерская должность, 3) офицерская служба. С другой стороны, одним из основных значений суффикса -ship является обозначение профессии или общественного положения. Поэтому далее по тексту книги термин officership будет переводиться как «офицерская служба» или «офицерство». При этом термин «офицерство» употребляется не в традиционных значениях 1) офицеры или 2) офицерское звание, а в значении военная/офицерская профессиональная корпорация. — Примеч. перев. Управление насилием [management of violence] здесь следует понимать как умение подготавливать и применять вооруженное насилие. — Примеч. перев. 717 бен диагностировать и лечить болезни. Сущность офицерства выражена в традиционном наставлении слушателей Аннаполиса на тему о том, что их обязанностью будет «вести боевые действия флота». Тех людей, которые, подобно врачам, не владеют мастерством «управления насилием», но являются членами офицерского корпуса, обычно отличают особые титулы и знаки различия, и они не допускаются на командные должности. Они принадлежат к офицерскому корпусу в его качестве административной организации государства, но не в качестве профессиональной общности. В рамках самой профессиональной корпорации есть специалисты по управлению насилием на море, на суше и в воздухе, так же как в медицине есть специалисты по лечению сердечных, желудочных и глазных болезней. Военный специалист — это офицер, в наибольшей степени подготовленный для управления применением насилия в особых определенных условиях. Разнообразие условий, в которых может применяться насилие, а также различные формы применения насилия определяют специализацию внутри данной профессии. Они также образуют основу для оценки соответствующих технических способностей. Чем более крупными и сложными организациями для осуществления насилия способен управлять офицер, чем шире диапазон ситуаций и условий, в которых он может быть использован, тем выше его профессиональное мастерство. Человек, способный руководить действиями лишь пехотного взвода, обладает таким низким уровнем профессиональных умений, который ставит его на самую грань профессионализма. Человек, который может управлять действиями воздушно-десантной дивизии или авианосной маневренной группы, — высококвалифицированный профессионал. Офицер, который может руководить сложными действиями в ходе общевойсковой операции с участием крупных морских, воздушных и сухопутных сил, находится на высшей ступени своей профессии. Совершенно очевидно, что военная деятельность требует высокой степени компетентности. Ни один человек, какими бы врожденными способностями, свойствами характера и качествами руководителя он ни обладал, не может осуществлять эту деятельность эффективно без значительной подготовки и опыта. В чрезвычайных обстоятельствах неподготовленное гражданское лицо может оказаться способным выполнять обязанности военного офицера в низовом звене в течение короткого времени, равно как непрофессионал в чрезвычайной ситуации может заместить врача до его приезда. До того как управление насилием приобрело характер чрезвычайно сложного дела, свойственный ему в современной цивилизации, офицерством мог заниматься кто-либо без специальной подготовки. Однако сегодня лишь тот, кто все свое рабочее время посвящает этому делу, может надеяться на достижение значительного уровня профессионального мастерства. Мастерство офицера — это не ремесло (преимущественно техническое) и не искусство (требующее уникального таланта, который невозможно передать другим). Это необыкновенно сложное интеллектуальное мастерство, требующее всестороннего обучения и тренировки. Следует помнить, что особое мастерство офицера заключается в управлении насилием, но не в осуществлении насилия как такового. Стрельба из винтовки, например, — это в основном техническое ремесло; руководство действиями стрелковой роты — совершенно иной вид умения, которое может быть частично почерпнуто из книг и частично из практики и опыта. Интеллектуальное содержание военной про- 718 фессии требует от современного офицера посвящать примерно треть своей профессиональной жизни организованному обучению — вероятно, самое высокое соотношение между временем на обучение и на практику, чем в любой иной профессии. Отчасти это отражает ограниченные возможности офицера в получении практического опыта в наиболее важных составляющих его профессии. Но в значительной мере это также отражает крайне сложный характер военной компетентности. Особое мастерство военного офицера универсально в том смысле, что на его суть не влияют изменения по времени и местоположению. Точно так же, как квалификация хорошего хирурга одинакова и в Цюрихе, и в Нью-Йорке, одинаковые критерии военного мастерства применяются и в России, и в Америке, и в XIX в., и в XX в. Обладание общими профессиональными умениями — это узы, связывающие военных офицеров, несмотря на иные различия. Офицерская профессия, кроме того, имеет свою историю. Мастерством управления насилием нельзя овладеть, просто изучая современные методики. Это мастерство находится в процессе постоянного развития, и офицер должен понимать это развитие, быть в курсе его основных тенденций и направлений. Лишь в том случае, если он осведомлен об историческом развитии методик организации и руководства военными силами, офицер может рассчитывать остаться на вершине своей профессии. Важность истории войн и военного дела постоянно подчеркивается в военных трудах и военном образовании. Для овладения военным мастерством требуется широкое общекультурное образование. Способы организации и применения насилия на любом этапе истории очень тесно связаны с общими культурными особенностями общества. Военное мастерство, подобно праву, пересекается на своих границах с историей, политикой, экономикой, социологией и психологией. Более того, военные знания пересекаются также с естественными науками, такими как химия, физика и биология. Для должного понимания своего дела офицер должен представлять, каким образом оно связано с другими областями знаний, а также, как эти области знаний могут способствовать его собственным целям. К тому же он не сможет по-настоящему развить свои аналитические способности, интуицию, воображение и рассудительность, если будет тренироваться только лишь в исполнении профессиональных обязанностей. Способности и свойства ума, которые нужны ему в рамках его профессии, в значительной мере могут быть получены лишь на более широких путях познания вне его профессии. Подобно адвокату и врачу, офицер постоянно имеет дело с людьми, что требует от него глубокого понимания человеческих особенностей, мотивации, поведения, а это достигается либеральным образованием. Так же как общее образование стало предпосылкой овладения профессиями правоведа и врача, сегодня оно почти повсеместно признается желательным элементом подготовки профессионального офицера.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Компетентность офицерства» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»