ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ПЕРИОДИЗАЦИЯ НЕУСТАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Некоторые авторы различают четыре периода в развитии неуставных отношений и дедовщины в советской — российской армии30.
Первый — до начала 1950-х гг., когда серьезных свидетельств существования беспорядков в армии не было. Правда, издавались отдельные приказы, передающие обеспокоенность высшего армейского командования по поводу принесенных из царской армии ритуалов «солдатских присяг», проблем взаимоотношений начсостава и красноармейцев (1920-е гг.). В 1930-е гг. это явление практически исчезло: видимо, сказалась система жесткой авторитарности, в том числе и в войсках, те широкие дисциплинарные права, которыми были наделены командиры, а также классовая система отбора в Красную Армию. Война дала командирам особые полномочия, позволяя пресекать любые беспорядки, и в те годы проблема неуставных отношений не стояла.
Второй период (с середины 1950-х гг. до начала 1960-х гг.) был отмечен резким всплеском неуставных взаимоотношений во всех родах войск, значительным возрастанием числа физических расправ над требовательными младшими командирами. В этот период в связи с сокращением армии военного времени и демобилизацией ветеранов, призванных еще в довоенные и военные годы, в войска стали набирать всех подряд, в том числе и вчерашних заключенных. Они и принесли в войска тюремные и уголовные традиции — организацию судилищ, принятие блатной присяги, избиения и пр. Ас появлением в 1957—1958 гг. так называемых институтов общественности и замены гауптвахты «взятием на поруки» безобразия прочно укоренились в казармах. Именно в этот период неуставные взаимоотношения начали перерастать в самостоятельное социально-психологическое явление.
Третий период (с середины 1960-хдо середины 1980-х гг.) — время всплесков и спадов проявлений неуставных взаимоотношений. Но, как правило, снижение их количества в официальной отчетности было приурочено к различным событиям и датам, а затем вновь следовал рост преступлений, который свидетельствовал о стабильности явления. Нельзя сказать, что с дедовщиной не боролись — начиная с 1946 г. министрами обороны СССР и начальниками Главного политического управления было издано более 150 документов по этому поводу, но положение не изменялось к лучшему.
Четвертый период начался в 1985 г., когда о непорядках в армии стали говорить и писать открыто. Документы свидетельствуют о резком снижении преступности в армии. Однако преступные явления на почве дедовщины сегодня не только не уменьшились, но стали еще более изощренными и жестокими.
В ходе опроса ВЦИОМ в сентябре—октябре 1990 г. опрошенные (1848 человек, репрезентирующих взрослое население СССР) на вопрос «Как вы ду-
30 Крук В. Неуставные отношения // Аргументы и факты. 1983. № 44.
684
маете, кто в первую очередь виноват в том, что в армии получила распространение «дедовщина?» ответили: среда, в которой растет молодежь, — родители, учителя, все, кто занимался ее воспитанием до армии, — 28%; сама армия, командиры, допускающие и поощряющие насилие среди подчиненных, — 60%; другие — 3%; затруднились ответить 9%.
После распада Советского Союза российская армия в числе прочих унаследовала и проблему неуставных взаимоотношений. Результаты социологических опросов показывают, что от 50 до 70% солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих службу по призыву, подтверждают наличие в своих частях (на кораблях) случаев неуставных взаимоотношений. Только каждый четвертый из

опрошенных характеризует обстановку в своем воинском подразделении как товарищескую; 52% солдат и сержантов отмечают равнодушное и безразличное отношение друг к другу; 23% респондентов склонны оценивать ситуацию в своих коллективах как напряженную, осложняемую конфликтами31.
ВЦИОМ в 1997 г. провел опрос: «Как вы считаете, за последние годы стало больше или меньше случаев дедовщины, неуставных отношений в армии?» Доля ответивших «больше» или «столько же» в 6 раз превышала долю ответивших «меньше». Разумеется, этот результат — свидетельство не столько состояния дел в армии, сколько отражения этих дел в общественном мнении.
На самом деле дедовщина существовала и в царской армии. Знаменитый лейтенант П.П. Шмидт, руководитель восстания матросов на крейсере «Очаков» в 1905 г., во время обучения в военном училище создал и возглавил восстание против гнета старшекурсников, издевавшихся над младшими курсами. Неуставные отношения тогда именовались по-разному: «цук», «подтяжка». «Не в одной школе, — вспоминал Е. Вадимов, воспитанник Николаевского кавалерийского училища конца XIX в., — был и есть "цук". Его подобие существует везде и везде оно в своем роде — начиная от "фуксов" в студенческих корпорациях немецких университетов и кончая знаменитым Сен-Сиром прекрасной и республиканской Франции. Кто хочет — пусть ищет»32. А.И. Куприн в своих «Юнкерах» писал о «цуканье», которое состоит в грубом, деспотическом и часто унизительном обращении старшего курса с младшим: дурацкий обычай, собезъяненный когда-то, давным-давно, у немецких и дерптских студентов, с их буршами и фуксами, и обратившийся на русской черноземной почве в тупое, злобное, бесцельное издевательство33.
В самом первом в России кадетском корпусе, открывшемся в 1731 г. в Петербурге, проявились социальные болезни, присущие нынешней армейской
Образцов И.В. Формы проявления неуставных отношений // Социс. 1996. № 2. С. 63. Вадимов Е. Корнеты и звери («Славная школа»). Белград, 1929. СП. 33 Куприн Л.И. Юнкера // Собр. соч. В 9 т. Т. 8. М., 1973. С. 213, 223, 228-232.
Б85
службе: нехватка жилья; помещения, не приспособленные для учебы; недостаток учебных пособий и подготовленных учителей. На учебу молодых людей отправляли силой, а за шалости и нарушения наказывали очень жестко, как взрослых. Следствием были частые побеги, заканчивавшиеся поимкой малолетних учеников и наказанием розгами, плетьми и даже кандалами34.
Правда, поведение тогдашних недорослей было далеко не ангельским: драки, воровство, пьянство, азартные игры воспитанников были повседневными. Указом Екатерины II от 1765 г. воспитание и обучение должны были проходить в изоляции от общества, дабы оно не воздействовало разлагающе на ученика.
Отмененные Екатериной II телесные наказания были снова введены Александром I в 1805 г. В результате в первой половине XIX в. появились «закалы» — воспитанники, способные выдержать сотни ударов (в основном из второгодников), при этом показывая удаль перед товарищами. А вымещали злобу «за-калы»-переростки, конечно, на младших и слабых, поскольку классы формировались так, что, например, к 7-му классу переростки составляли до 18%35.
Уже тогда в военных учебных заведениях зарождался дух «товарищества», формировались неуставные взаимоотношения в подростковых и юношеских группах, основанных на принципе возрастной солидарности. Изъятые из привычной социальной среды молодые люди, не успевшие закончить цикл социализации, а потому не умеющие формировать нормальные социальные отношения, как у взрослых, создавали собственную модель общества, чаще всего принимавшую вид социальных превращенных отношений. Процесс перерождения подлинного товарищества в замкнутую корпоративность убедительно описал в своих воспоминаниях о Николаевском кавалерийском училище В.А. Сухомлинов36.
О сходном явлении в 1855 г. писал Л.Н. Толстой:
У нас есть солдаты трех родов — есть угнетенные, угнетающие и отчаянные. Угнетенные — люди, сроднившиеся с мыслью, что рождены для страдания, что одно качество, возможно и полезное для него, есть терпение, что в общественном быту нет существа ниже и несчастнее его. Угнетенный солдат морщится и ожидает удара, когда при нем кто-нибудь поднимает руку; он боится каждого своего слова и поступка, каждый солдат, годом старше его, имеет право и истязает его, и он, угнетенный солдат, убежден, что все дурно, что только знают другие, хорошо же то, что можно делать скрытно и безнаказанно; его бьют и гнетут всегда и за все, потому что он — угнетенный и потому, что власть имеют над ним бывшие угнетенные — самые жестокие угнетающие. Угнетающие солдаты — люди, перенесшие испытания и не упавшие, но ожесточившиеся духом. Их чувство справедливости заставляет страдать каждого столько же, сколько они страдали. Угнетающий солдат свыкся с мыслью, что он солдат, и даже гордится своим званием. Он старается и надеется улучшить свое положение угнетением и кражей. Он открыто презирает угнетенного солдата и решается высказывать иногда чувство ненависти и ропот начальнику. В нем есть чувство сознания
34 Марченко Н.И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений // Социс. 1993.№ 12. С. 113.
35 Там же.
36 Воспоминания В.А. Сухомлинова. Берлин, 1924. С. 4.
686
своего достоинства, но нет чувства чести: он не убьет в сражении своего начальника, но осрамит его. Он так же, как угнетенный, невежествен, но твердо убежден в своих понятиях.
Отчаянные солдаты — люди, убежденные несчастьем, что для них нет ничего незаконного и ничего не может быть худшего. О будущей жизни они не могут думать, потому что не думают. Для отчаянного солдата нет ничего невозможного, ничего святого: он украдет у товарища, ограбит церковь, убежит с поля, перебежит к врагу, убьет начальника и никогда не раскается.
В 1890-х годах «цуканье» начало активно распространяться по всем учебным заведениям России, ускоряя вырождение местных традиций37.
Факты издевательств и глумлений старших над младшими среди воспитанников юнкерских и кадетских корпусов получили особенно распространение в 1900—1914 гг. Эти случаи расценивались самими воспитанниками как утверждение боевого духа и испытание на прочность своих товарищей, т.е. как своеобразная форма армейской традиции, через которую обязаны были пройти все для того, чтобы отсеять слабых в физическом и моральном отношении будущих офицеров. В 1914 г. журнал «Разведчик» отмечал, что «наша казарма — синоним скучного, нудного, тяжелого... что-то вроде тюрьмы или арестантских отделений».

Рис. 60. Современные кадеты
Сохранились материалы военного трибунала времен Гражданской войны 1919 г., где говорится о неуставных отношениях бойцов 3-й роты 1-го полка 30-й дивизии Красной Армии, основанных не на старшинстве в званиях, а на
Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX—XX столетий. 1881 — 1903. М., 1973. С. 324; Геруя Б. Воспоминания о моей жизни. Т. 1. Париж, 1969. С. 28.
687
продолжительности времени, проведенного на службе. Тремя «дедами» был до смерти забит красноармеец Ю.И. Куприянов, 1901 г. р., уроженец Бала-ковского уезда Саратовской губернии, за отказ выполнять приказание «дедов». Приговор трибунала в соответствии с законами военного времени был суров: расстрел.
В 1920-е гг. неуставные отношения в армии считались пережитком капитализма — «поганым наследием прошлого». Социально-классовая система комплектования Вооруженных Сил (до 1939 г.), широкие дисциплинарные полномочия начсостава, вся обстановка тех десятилетий с получившими известность способами пресечения подобных фактов не позволяли дедовщине стать массовым явлением.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕРИОДИЗАЦИЯ НЕУСТАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит фіксованого сільськогосподарського податку
ПОХОДЖЕННЯ ГРОШЕЙ. РОЛЬ ДЕРЖАВИ У ТВОРЕННІ ГРОШЕЙ
Слово і його ознаки
Інвестиційний клімат держави
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (04.12.2012)
Переглядів: 616 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП