Корни дедовщины кроются как в психологии самого человека, так и в социальном устройстве общества. Необходимо учитывать, что наиболее криминогенный возраст — призывники от 18 лет до 21 года. Молодежи вообще свойственно агрессивно-разрушительное поведение, особенно в последние десятилетия. Можно даже сказать, что это — особенности психики переходного возраста. Для личности правонарушителя — военнослужащего срочной службы характерна несложившаяся, а потому и неустойчивая психика. Окончательное становление психики у юноши происходит, как правило, не ранее 21 года. Согласно последним научным данным, содержание психики не наследуется, а формируется на протяжении всего постнатального периода и особенно в первый, наиболее бурный период (до 21—22 лет). Кроме того, подросткам, молодым людям вообще присуще удовольствие от риска, чувства опасности, которые испытывает человек, как бы играя. Некоторые исследователи считают, что большинство преступников, совершивших насильственные преступления, по темпераменту могут быть отнесены к холерикам, для которых характерны вспыльчивость, невыдержанность, возбудимость. Насилие, когда старшие подчиняют младших, сильные — слабых, существовало и будет существовать всегда. Проблема в масштабах, которые оно принимает в том или ином обществе, в том, пресекают его или нет. Определенная доля агрессивности присуща каждому человеку. Она ему необходима для выживания, защиты себя и завоевания жизненного пространства для своей семьи. Однако у отдельных Homo sapiens агрессивность Врезка Дедовские традиции Затяжка ремня. Нелегкую армейскую жизнь усугубляет еще один порядок, придуманный «дедами»: ремень у «духа» должен быть затянут по размеру головы, т.е. не превышать ее — от подбородка до макушки. При такой затяжке солдат выглядит как балерина. Если «дух» нарушит этот неписаный закон, «деды» попробуют перекрутить бляху на его ремне. Сколько раз они перекрутят ее, столько десятков раз заставят отжиматься от пола или «отфанерят» столько раз, сколько удалось перекрутить ремень. Пуговицы. Если «дед» увидит, что у «духа» на кителе или штанах хотя бы одна пуговица расстегнута, то отрежет все остальные, после чего бедолаге придется все их пришивать. А пуговиц более 20. Постель. Каждое утро несколько «духов» должны застилать «дедам» их постели. И каждый вечер, перед сном, несколько «духов» обязаны расстелить их для «дедов». Все должно быть сделано так, чтобы «дед» ложась, одним движением руки и без особого труда мог бы накрыться одеялом. Курево. Если «дед» попросит у «духа» сигарету, тот обязан достать ее за 2 минуты. В противном случае «дед» даст еще 2 минуты, но придется принести уже 4 сигареты, и т.д. Когда «деду» надоест ждать, он может отпустить «духа», а ночью послать его за пределы воинской части покупать сигареты. Подворотнички. Каждый вечер солдаты обязаны подшивать свои воротнички на кителе. При этом
грязный воротничок отрывается, стирается, гладится, аккуратно складывается и пришивается на старое место. А главное: при подшивании воротничка нужно четко следить, чтобы сверху было 12 стежков, снизу 6 и 2 по бокам. За «дедов» всю работу делают «духи». Источник: http://beavis.nm.ru/37.htm. 681 может иметь патологические, сверхконцентрированные дозы, и это трудно изменить, воздействуя на человека привычными средствами воспитания. Попадая в нормальную среду, агрессанты, если можно так выразиться, впрыскивают в нее повышенные дозы адреналина, вызывая защитную реакцию людей, не обладающих повышенной концентрацией эмоций. Возникают столкновения и конфликты. Они могут разрешаться по-разному. Так, в городе, где большинство людей — случайные встречные по отношению друг к другу, стороны межличностного столкновения расходятся и стараются больше не встречаться. Но так не может быть в замкнутой среде, где одни и те же люди вынуждены пребывать длительное время вместе. Казарма — это неестественная среда, где сконцентрирована однородная социальная масса (возраст и пол), имеющая неоднородный психологический уклад: одни тихие и покорные, другие буйные и агрессивные. Участники конфликта не могут разойтись и забыть друг о друге. Следовательно, человек, вызывающий агрессию у другого, постоянно на глазах, и по отношению к нему негативные чувства не исчезают, а концентрируются. Кроме того, конфликт вызывает у человека желание отомстить обидчику при удобном случае. Анонимная городская среда позволяет людям разойтись в разные стороны и никогда не увидеть друг друга. Обидчика даже невозможно найти. Но казарма — это малая группа, где люди знают друг друга и могут обнаружить, отомстить или еще раз унизить. Для обороны обижаемые должны объединиться, но и обидчик ищет себе союзников, способных оказать помощь. Наилучшие кандидаты в том и другом случае — призывники одного года, которые сразу попадают в сложившуюся социальную иерархию, где им уготовано то или иное место. Поскольку новобранцам предстоит занять низшую социальную позицию и они об этом знают, они стремятся держаться вместе на случай возможной атаки. Старшим по возрасту прибегать к стихийным формам группирования нет необходимости. За год-полтора они успели привыкнуть друг к другу и сформировать взаимную систему подавления слабых. Они научились этому у старших, уже успевших уволиться из армии. Посягательства и конфликтные ситуации, возникающие на почве личной неприязни, несут в себе меньшую социальную опасность (эти проблемы успешно решаются средствами психологии), нежели посягательства, возникающие на межгрупповом уровне. Такими группами могут стать два поколения военнослужащих, различающихся по срокам призыва. Отчасти дедовщина является органическим продолжением военной социализации, самой ее сути. Призыв в армию не только пополняет ряды вооруженных сил и тем самым естественным образом решает проблему демографической преемственности, но он формирует и характер юноши в известном направлении. В нем воспитывается не только умение подчиняться командной дисциплине и жесткой иерархии, но и боевые качества, среди которых не последнее место занимает агрессивность. Но агрессивность не имеет ценностного знака, она не может быть положительной или отрицательной. Агрессивность есть или ее нет. Это неуправляемая стихия, которую армейские власти, воспитав ее в молодых мужчинах как добродетель и необходимое солдатское качество, пытаются удержать в определенных границах, указываемых армейским уставом и казармой. 682 Принуждая функционировать ее только в поле дозволенного, армейская администрация на самом деле играет с огнем. Иногда, набирая обороты, агрессивность уже не может реализовать себя в условиях мирного времени и выплескивается наружу за очерченные границы29. Агрессивность, этот монстр, взлелеянный и выращенный армейскими структурами, начинает покушаться на установленный порядок, превращаясь в социально опасное качество. Военные преступления — не единственная форма выброса повышенной агрессии. Жестокое обращение одних военнослужащих с другими трансформируется в армейский садизм, который и называется дедовщиной.
Рис. 59. В армии происходит накопление негативных эмоций и агрессивности Насилие при дедовщине — это не начало и не конец пути, а его середина. Оно начинается с первого дня — с насильственного призыва в армию юношей, не желающих служить. Любое действие, совершенное вопреки воле и желанию человека, приводит к возникновению агрессии. Если человек не может выразить ее немедленно, например против работников военкомата, то она уходит в глубины подсознания и здесь накапливается. Аккумулированная агрессия еще хуже. Она ждет своего часа, и он наступает, когда попадается более слабый и беззащитный. К зонам концентрированной агрессии следует отнести перенаселенные коммуналки и перенаселенные тюремные камеры, солдатские казармы, концентрационные лагеря, линчующую толпу, давку в общественном транспорте или на стадионе, население люмпенизированных поселков, трущоб и гетто. Положение людей здесь неестественно, поэтому любой элемент в такой экстремальной группе стремится покинуть ее. Только внешние обстоятельства — невозможность досрочно освободиться, немедленно переселиться в другое помещение и т.п. — заставляют людей пребывать в стесняющих условиях. Невозможность выйти, отсутствие свободы действий, как и любая вынужденная ситуация, приводит к еще большему накоплению негативных Синельников А. Поощрение и наказание. Мужчина и патриархатная власть // Преображение (Русский феминистский журнал). 1995. № 3. С. 5-15. 683 эмоций и агрессивности. Такие группы склонны к естественному распаду, но продолжают существовать под давлением не зависящих от воли людей объективных обстоятельств.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕДОВЩИНА И АГРЕССИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»