ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА АРМИИ
Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Например, оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, защищать мир и порядок в стране,
добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовным вопросов.
Функция (от лат. functio — исполне ние, осуществление) — это назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт, или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу, иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие институты, например церкви и религии, поддерживают и развивают культуру.
Будучи частным социальным институтом, армия выполняет множество функций (рис. 27) в обществе. Она не только защищает страну от внешнего агрессора (оборонительная функция). Она используется для нападения на другие страны, захвата жизненно важной территории (расширение жизненного пространства), находящихся на этой территории природных ресурсов, инженерной и транспортной инфраструктуры и рабочей силы, которые присоединяются к экономике метрополии и функционируют как единый механизм (экономическая функция).
Но на этом экономические функции армии не завершаются. С ее помощью страна получает выход к морю или завоевывает важные торговые пути, продвигает границы государства в естественные ниши, где их удобнее оборонять. Армия выступает также мощным внутренним ресурсом экономики — крупнейшим работодателем для мужского населения, обеспечивая занятость — временную или постоянную — для миллионов человек в форме. Солдаты, особенно в строительных войсках, используются — помимо своих прямых задач — на создании гражданских объектов. К помощи армии правительство прибегает в чрезвычайных ситуациях, например, для ликвидации завалов после землетрясения. Советская Армия широко использовалась на уборке урожая сельскохозяйственных культур.
Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функции может
537

специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет функции воспроизводства людей, воспитания и социализации, удовлетворения в интимной близости и др. Функции, выполнявшиеся некогда одним институтам, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял более пяти-семи функций, а сегодня некоторые из них переданы другим. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха — специальные институты рекреации. Даже функцию удовлетворения сексуальных потребностей разделяет с семьей институт проституции. А функцию добывания средств существования, которая во времена охотников и собирателей возлагалась исключительно на семью, сегодня целиком и полностью взяла на себя индустрия.

На заре возникновения государство выполняло узкий круг задач, связанных прежде всего с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (монастырские библиотеки, религиозные академии, гимназии, школы, университеты, колледжи), попечительством и филантропией (помощь нуждающимся).
Как и школа, армия выполняет важную функцию социализации людей. В первую очередь она затрагивает мужское население. Если в стране функционирует наемная армия, то воинской службой охватываются широкие возрастные категории мужчин. Там, где существует обязательная воинская служба для всех мужчин определенного возраста, например с 19 до 22 лет, воинским ремеслом, если не считать офицерского состава, занята только одна возрастная категория. После прохождения службы мужчины возвращаются к обычной гражданской жизни и работе в гражданской промышленности, но они уже повзрослели, получили профессию, овладели необходимыми для дальнейшей жизни социальными навыками, умением преодолевать трудности, достижительной мотивацией.
538
Период службы не проходит бесследно для юношей. Они приобретают качества, которые не смогли бы приобрести «на гражданке»: физическую ловкость и выносливость, дисциплинированность и ответственность, чувство товарищества и т.п. Военная служба в немирное время, т.е. участие в военных событиях, влияет на формирование личности еще в большей степени, нежели мирная воинская служба. Ветераны войн с ностальгией вспоминают то особое чувство боевого братства и взаимовыручки, которое складывается во время войны и практически исчезает в мирной жизни. Участие в войне обогащает жизненный опыт индивида дефицитными для мирного времени качествами: умением преодолевать естественный для любого человека страх перед смертельной опасностью, разумным риском, способностью спокойно переживать потерю близких людей.

^ис 27. Функции армии как социального института
Опосредованное социализирующее влияние институт армии оказывает на все население страны, поскольку хорошо вооруженная, дисциплинированная и не раз выручавшая в сложных ситуациях армия позволяет гражданам гордиться не только ею, но и страной в целом. У американцев после успешной кампании «Буря в пустыне» и войны в Ираке появилось особое настроение принадлежности к сверхдержаве. Своей страной советский народ гордился после победы в Великой Отечественной войне.
Величие и мощь российской державы у многих россиян отождествляется с наличием сильной армии. В 1997 г. Фонд общественного мнения провел опрос населения России по репрезентативной выборке. На вопрос «При каком условии Россию можно будет назвать современной великой державой?» респонденты чаще всего отвечали: «При наличии сильной, современной армии» (57%). Высокая значимость для россиян армии как института,
539
обеспечивающего безопасность страны, подтверждается сравнением результатов опросов в разные годы. Оно показало, что с 1996 по 2000 г. число сторонников содержания большой и сильной армии «любой ценой» (даже если у страны для этого нет достаточных средств) увеличилось с 29 до 49%. Однако в 1998 г. армия заняла пятую позицию в рейтинге признаков великой державы (42%). На первые места вышли такие характеристики великой державы, как «уровень жизни населения» (68%), «авторитетное руководство страной» (62%), «социальная защита населения» (48%), «защищенность граждан от преступности, произвола чиновников» (45 %)5.
К функциям армии также относятся: сохранение неприкосновенности

границ, обеспечение суверенитета государства, поддержка власти господствующей социальной группы, прекращение и предотвращение внутренних социальных конфликтов, сохранение территориальной целостности.
Армия как социальный институт может выполнять не только несколько функций, но и несвойственные ей функции, что нельзя считать позитивным явлением. Сегодня российская армия часто занимается несвойственными ей делами, как-то: уничтожение химического и ракетно-ядерного оружия, строительство, торговля, уборка урожая и многое другое.

События последних лет убедительно свидетельствуют, что несмотря на наличие относительной юридической определенности статуса Вооруженных Сил в российском обществе, практически отсутствовало четкое представление о роли и месте армии в политической жизни государства, ее функциональном предназначении. Вооруженными Силами пытались прикрыть и сгладить любые коллизии, возникающие в ходе перестройки. Армия, по сути дела, была универсальным общественным институтом, который использовали для решения любых задач: разрешения межгосударственных противоречий, погашения межнациональных и других конфликтов внутри страны, предотвращения и ликвидации последствий производственных, экологических катастроф, аварий, стихийных бедствий, борьбы с преступностью и др.
Функции, выполняемые институтами, изменяются со временем: одни из них исчезают, другие перемещаются к другим институтам, третьи уменьшаются или увеличиваются в объеме. Так, раньше среди основных задач церкви были образование и социальная помощь нуждающимся. Современное государство создало разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу, но и церковь в какой-то мере продолжает заниматься образованием и социальной работой6.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА АРМИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОРГАНІЗАЦІЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
. ЗНАЧЕННЯ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ В МАРКЕТИНГОВІЙ ДІЯЛЬ...
Формати повідомлень і прикладні програми роботи з електронною пош...
ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ПЛАНУВАННЯ ПРОДУКТУ
Якість управління матеріально-технічними ресурсами


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 5997 | Рейтинг: 2.9/11
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП