ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

ОТ ГАРМОНИИ К АНТАГОНИЗМУ
Первобытные общества — небольшие локальные группы по 60—80 человек, кочующие в поисках съедобных растений и животных, обитавшие на больших расстояниях друг от друга, не могли нанести серьезного вреда природе. Они зависели, боялись, почитали и обожествляли ее. Пиетет перед матерью-природой чувствуется в их мифах, преданиях и ритуалах. Еще в XVIII в. на господство природы никто не посягал, хотя и тогда человек усердно вырубал леса, травил зверей и загрязнял реки.
Кардинальные изменения произошли всего 100—150 лет назад. Индустриальное общество разрыло все, что можно разрыть, загрязнило все, что еще оставалось чистым, истребило почти всех животных, а оставшихся как реликвии занесло в Красную книгу и устроило в особые резервации, которые назвало зоопарками.
Длительное время примитивные племена (и сегодня кое-где сохранившиеся) жили с природой в равновесии. Иначе и быть не могло. Племена охотников и собирателей полностью зависят от растений и животных природной экосистемы. Энергетическим источником продовольствия и топлива служит солнечный свет, поглощаемый растениями. Эти племена не могут создать избыток продовольствия или топлива как источников энергии и выживают за счет знания возможностей продуктивности местных экосистем. Охотники и собиратели хорошо приспособлены к окружающей среде. Их существование может показаться сейчас примитивным, но их ум полностью занят задачами изучения местности, свойств и районов произрастания растений и повадок животных.
Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством. Первобытный человек должен был хорошо знать повадки большинства животных, сезонные маршруты их миграции, способы приготовления мяса, изготовления и применения шкур в качестве одежды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изготовления сложносоставных орудий труда и оружия. Современные яномани — затерянное в джунглях труднодоступных районов Амазонки на границе Венесуэлы и Бразилии племя индейцев, знают десятки ядовитых средств, которыми смазывают наконечники стрел для охоты. Кроме кураре, изготовляемого из растений, яды изготавливают из змей, пауков, лягушек. Живут яномани, как и сотни лет назад, в больших тростниковых хижинах, рассчитанных на несколько семей, и занимаются в основном охотой и рыболовством. Женщины возделывают огород, собирают коренья и плоды.
Собирательство не обязательно связано с растениями. Прибрежные народы собирали, например, моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок первобытного человека в Северной Африке ученые обна-
347

ружили миллионы раковин земляных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянки, когда истощалась местная колония улиток. Они также употребляли в пищу разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки. Под влиянием современной цивилизации и у традиционных народов меняется отношение к окружающей среде. Так случилось с масаи — одним из самых колоритных племен Восточной Африки (Кения). Самое ценное, что у них есть, — коровы, которых они считают священными и расстаются с ними только в исключительных случаях. На протяжении веков масаи в отличие от многих других племен сумели сохранить древние обычаи и веками существовавший уклад жизни предков. Они живут за счет домашнего скота, не знают земледелия и ремесел, зато уверены, что Верховный Бог Энгай даровал им всех животных на свете. Поэтому кражи скота у других племен для масаи — обычное дело. На временных стоянках они строят жилища, обмазывая навозом округлый каркас из веток. В их хижинах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелями из шкур животных. Вокруг деревни, в которой живут обычно пять-семь семей, масаи строят забор из шестов или колючего кустарника — крааль, чтобы защититься от нападений львов, леопардов или гиен. Масаи питаются молоком и кровью животных, мясом — в исключительных случаях. В голодное время они протыкают сонную артерию коров короткой стрелой и пьют еще теплую кровь, после чего замазывают рану свежим навозом, чтобы использовать животное снова. Масаи издревле владели землями в долине Серенгети, в окрестностях кратера Нгоронго-ро и Великого Африканского разлома — Рифт Веллей. В XIX — начале XX в. они сумели выжить и доказать европейцам права на исконные земли своих предков. Но они не смогли противостоять натиску цивилизации конца XX в. За последние 30 лет масаи выселили с большей части их земель. Белые запретили пасти там скот, объявив их земли заповедными. Богатые белые туристы, приезжавшие в Танзанию на сафари, желали «видеть животных, а не полудиких оборванцев». Выселенных масаи, которые самовольно возвращались, уничтожали или сажали в тюрьмы. То тут, то там в саванне стали появляться бунгало и лоджи. И масаи поняли, что львы, антилопы, газели и туристы гораздо важнее, чем они сами. Оставшись без средств к существованию, многие занялись браконьерством.
Тысячелетиями племена масаи сосуществовали с природой, а теперь начали ее истреблять. Их собственный скот почти вымер, но зато бивни слонов и рога носорогов массово продаются на «черном» рынке. Носороги на землях масаи истреблены, а поголовье слонов сократилось в сотни раз (www.vokrugsveta.ru).
Пигмеи, обитающие в Африке, питаются только тем, что найдут, поймают или убьют в джунглях. Они великолепные охотники, и их любимое мясо — слоновье, но чаще им удается добывать не очень крупных животных или рыбу. У пигмеев существует особая техника ловли рыбы. Метод, кото-
348
рый они применяют, основан на отравлении рыбы растительными ядами. Рыба засыпает и всплывает на поверхность, после чего ее можно просто собирать руками. Пигмеи живут в гармонии с природой и берут столько рыбы, сколько понадобится. Невостребованная рыба просыпается через полчаса без каких-либо повреждений.
Индейские племена юкаре в Боливии живут в полной гармонии с окружающей природой, добывая себе хлеб насущный главным образом охотой, рыболовством и выращиванием бананов и маниоки. Они по-прежнему общаются с духами леса и своих предков, а главным лекарем остается шаман, с помощью лекарственных трав и заклинаний излечивающий практически любую болезнь.
Аборигены на Суматре едят обезьян, охотятся на крокодилов и собирают ядовитых пауков... Они все берут у природы, ничего не выращивая самостоятельно. Люди живут рядом с огромными обезьянами — орангутанами и, кажется, умеют разговаривать с ними. Их окружают полчища летучих лисиц, а в хижины забредают гигантские вараны. Туземцы и к животным, и к растениям относятся как к разумным созданиям.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОТ ГАРМОНИИ К АНТАГОНИЗМУ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Цифрові системи передачі даних
Теорія оптимізації портфеля інвестицій
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
АУДИТОРСЬКИЙ ЗВІТ ТА ВИСНОВОК
Основні поняття електронної пошти, списки розсилки, телеконференц...


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 407 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП