Девиацию определяют как отклонение от групповых норм, которое влечет за собой осуждение, наказание (вплоть до тюремного заключения), изоляцию (вплоть до изгнания из страны) или лечение. Под группой следует понимать общество в целом либо большую социальную группу — политическую партию, правительство, религиозную общину, социальный класс или слой, молодежь, женщин, пенсионеров и национальные меньшинства. Поведение, оцениваемое как девиантное с точки зрения одной группы, может считаться нормальным с точки зрения другой. Непосещение церковной службы — девиация с позиций верующего человека. Характерная черта девиантного поведения — культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо группой или социальной стратой, представляет собой не абсолютное явление, а относительное. То, что в одной группе может считаться отклонением, в другой может восприниматься как норма. Например, курение на рабочем месте, в автобусе, офисе, школе, магазине может считаться девиацией, но в компании друзей оно оценивается как приемлемая форма поведения и не вызывает негативной реакции. В одних странах курение — общепринятая норма бытового поведения, на которую никто не обращает внимания, в других — исключение из правил. Так, в США и Западной Европе курение исключено из нормальных форм поведения, его изгнали отовсюду, и сегодня оно стало у цивилизованного человечества девиантной формой поведения. Одни нормы важнее других. В сложных обществах правила существования группы имеют больший вес, чем правила личной гигиены. Многоженство в США наказывается, но содержание многих животных в доме поощряется. 12 Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1999. С. 51. 288 Нормы могут быть проскриптивными (запрещающими) и прескриптив-ными (предписывающими, разрешающими). Отклонение от запрещающих норм чаще наказывается, чем отклонение от разрешающих. Нормы произвольны, нет универсального стандарта поведения. Что считать нормативным, а что — девиантным, изменяется во времени и неодинаково в разных обществах. Печатание книг, утверждение, что Земля не есть центр Вселенной, непосещение церкви в одних обществах и в одни периоды считались отклонением, а сейчас — нормой. Странствующий монах в одном обществе может считаться святым, а в другом — никчемным бездельником.
Рис. 60. Сожи/ельстьо мужчины п женщины пне брака даже в XIX в. (не говоря о более рапнем периг'ци! оцен:-!,<.:1.ч'1сь лак индивицу:и:ьнан девиаций Сожительство мужчины и женщины вне брака еще в XIX в. рассматривалось как серьезное нарушение общественных норм и с точки зрения правил того времени оценивалось как индивидуальная девиация. Во второй половине XX в. его назвали гражданским браком и он стал массовой, а самое главное допустимой формой межличностных взаимоотношений. Таким образом, один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, а в другом — рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно привести из семейного права и семейных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются религиозными нормами. Таков, например, конфликт между требованием единобрачия по российскому гражданскому праву и традицией многоженства, признаваемой исламом. В первобытное время каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обще- 289 стве это поведение считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным. В мире нет народов, полностью свободных от криминала. Однако в разных странах существуют разные представления о том, что является преступным деянием, а что нет. Кого-то, возможно, удивит тот факт, что, по данным ООН, Швеция занимает одно из первых мест в мире по количеству преступлений на тысячу жителей. Но в этой стране наличие алкоголя в крови у водителя уже считается преступлением, и оно обязательно подлежит регистрации. Напротив, в закавказских республиках официальные данные свидетельствуют о низком уровне преступности, поскольку там издавна практикуется компромисс между преступником и потерпевшим, преступником и правоохранительными органами, что, к сожалению, переносится и на российскую почву. Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой не только двух разных обществ или эпох, но и двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. Примеры таких групп — политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Например, непосещение церковной службы — девиация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет российского дворянства требовал обращения по имени и отчеству, а уменьшительно-пренебрежительное имя («Колька» или «Петька») — норма обращения в низших слоях — считалось у первого девиацией. И сегодня мы обращаемся к любому человеку, кому стремимся выказать максимальное уважение, по имени и отчеству, а в быту, в дружеской компании обращаемся по имени. Уменьшительно-пренебрежительное имя для большинства россиян считается оскорбительным обращением (если оно не произнесено в шутливом контексте). Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуждается, в других странах она считается девиантной (узаконенной, но общественным мнением неодобряемой), в третьих — незаконной (преступной) и неодобряемой (девиантной) формой поведения. Отсюда следует, что критерии девиантности относительны данной культуры и не могут рассматриваться в отрыве от нее. Кроме того, критерии девиантности меняются во времени даже в рамках одной и той же культуры. В США после Второй мировой войны курение получило широкое распространение и социальное одобрение. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 г. ученые доказали, что курение — причина многих серьезных заболеваний, в том числе рака легких. Постепенно широкая общественность начала кампанию против курения, и сегодня в США курильщики превратились в объект всеобщего осуждения. В СССР в 1960-е гг. «стиляги», носившие длинные волосы, узкие брюки, т.е. подражавшие «буржуазному образу жизни», счита- 290 лись девиантами, их появление свидетельствовало о нравственном растлении. В конце 1990-х гг. наше общество изменилось, и длинные волосы у мужчин превратились из отклонения в норму. Сделаем вывод: девиация относительна: а) исторической эпохи, б) культуры общества. Относительность в социологии получила название релятивизма. Хотя большая часть людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались, что они совершили один и более незаконных поступков, например скрыто воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных проступках — опоздании на работу, переходе улицы на красный свет светофора или курении в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку статистика правоохранительных органов регистрирует незначительную часть происшествий. Девиантным может оказаться самое невинное на первый взгляд поведение, связанное с нарушением традиционного распределения ролей. Скажем, более высокая заработная плата жены окружающим может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку — главный добытчик. В традиционном обществе подобное распределение ролей в принципе не могло возникнуть.
Рис. 61. То. что принято в качестве культурной нормы в одном обществе, не обязательно должно быть таковым в другом Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, причем в еще более яркой форме. В конце 1980-х гг. советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим явлением государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов в конце 1980-х гг. обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием. Таким образом, девиантность трудно распознать и анализировать: одни девианты искусно скрываются, а других людей ложно обвиняют в нарушениях. Нормы трудно точно определить, в результате чего девиантность принимает огромное множество промежуточных форм. 291 В сложных обществах нормативное согласие достигается труднее, так как очень много конкурирующих ценностей. К примеру, люди, желающие сохранить природные богатства страны, будут противодействовать предпринимателям, стремящимся развивать промышленность, и обе группы апеллируют к широко принятым системам ценностей. Легализация абортов поддерживается теми, кто ценит права женщины, но им противостоят те, кто представляет интересы неродившихся детей. Чьи интересы важнее обществу?
В XVII в. в Англии нормы учреждали наиболее уважаемые члены пуританских общин. Людей привлекали к суду и публично наказывали даже за мелкие, на наш взгляд, проступки — жизнь в одиночестве, неприличное поведение. Не проводилось различий между теми, кто нарушал народные обычаи, и теми, кто преступал законы. Любое поведение рассматривалось с точки зрения канонов Библии. С точки зрения социологии, в основе отклоняющегося и нормативного поведения лежат одни и те же процессы социального контроля, групповые ожидания и санкции. Поведение и идеи не бывают плохими или хорошими сами по себе. То, что мы называем плохим и хорошим поведением, является результатом борьбы среди тех, кто имеет право устанавливать и определять культурные продукты13.
С этой точки зрения интересна «история» марихуаны. Использование марихуаны, как и любого другого наркотика, варьируется по времени и месту. Так, в Индии, где религия регламентирует употребление алкоголя, известна одна из форм марихуаны — bhang, которая предписана обычаем и религией. Марихуану смешивали с фруктами, й/шя#употребля-ли при бракосочетании. Напротив, в США марихуана считается незаконной, а алкоголь свободно употребляется на свадьбах. Но только недавно марихуану объявили социальной проблемой, в начале XX в. ее свободно прописывали врачи: использовали в фармацевтике как средство от головных болей, эпилепсии, зубных болей. Каким образом марихуана была отнесена к наркотикам? В 1930 г. в США было создано Федеральное бюро по наркотикам (FBN) с целью поддержки законов о наркотиках. Чиновники FBN начали контролировать те сферы, в которых могли появиться наркотики, в том числе и марихуана. В сотрудничестве с отделом государственного консульства FBN превратилось в «морального руководителя», дающего жизнь новым антинаркотиковым законам посредством ограничений, инструкций, постановлений, так как бюджет 13 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. 4th ed. N.Y., 1991. P. 122. 292 FBN зависел от объема регулируемого наркотического поведения: чем шире сеть, тем больше выделялось денег и больше концентрировалась власть. В 1930-е гг. FBN провело массовую кампанию в прессе, убеждая американцев в том, что марихуана крайне опасна для человека, она разрушает волю, здоровье, подталкивает на совершение преступлений. Никакого сопротивления кампании не было, юридическая квалификация чиновников стала частью социальной реальности для сотен миллионов людей14.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДЕВИАНТНОСТЬ И КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»