ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
Разрешением конфликта называется процесс, который заключается в изменении происходящего (путем сокращения недостатков или изменения причинных связей), изменении требований участников конфликта (через компромисс, обсуждение условий, убеждение или просто манипуляции) или и того, и другого, так, что устанавливаются условия, субъективно приемлемые для каждой из сторон и, следовательно, это может привести к согласию. Действительное разрешение конфликта значительно отличается от улаживания или урегулирования конфликта, которые не удовлетворяют всех основных потребностей и интересов конфликтующих сторон. Разрешение конфликта может быть достигнуто самими сторонами или, что более вероятно, через посредничество третьих сторон с использованием механизмов разрешения конфликтов. Эффективное посредничество возможно при определенных условиях. Для достижения успеха:
♦ посредник (третья сторона) должен быть равно удален от обеих сторон, участвующих в конфликте. Равная зависимость, или независимость, от конфликтующих сторон является важным условием, которое они должны принять;
♦ посредник должен обладать полномочиями ставить условия, ресурсами (материальными или нематериальными), которые могут быть использованы против сторон, если они не будут следовать условиям соглашений;
♦ должны быть четко определены договаривающиеся стороны, с которыми имеет дело посредник;
♦ конфликтующие стороны должны иметь возможность «сохранить свое лицо». Стороны должны получить компенсацию за уступки своих первоначальных требований, или им необходимо показать преимущества ненулевого варианта решения;
♦ в комплексных и идеологических конфликтах посредническая (третья) сторона должна постараться разбить основные пункты разногласий на более мелкие и постараться изолировать идеологические элементы.
Шансы на успех посреднических усилий третьей стороны возрастут, если ведущие державы проявят свою готовность поддержать такие усилия, а также в тупиковой ситуации, когда конфликтующие стороны достигнут последнего уровня истощения.
Примирение людей после конфликта важно не только в социальном аспекте, поскольку увеличивает силу коллектива перед внешней угрозой. Оно,
220
оказывается, жизненно необходимо людям психологически. Кстати, не только людям. Те животные, которые ведут групповой образ жизни, скажем обезьяны, не могут долго враждовать друг с другом. Хорошие взаимоотношения и миролюбие вошли у них в потребность. Если потребность не удовлетворена, наступает стресс. Недаром примирение животных происходит быстрее, чем людей, — обычно через одну-две минуты после окончания агрессивных действий.

Наблюдая за жизнью высших приматов и людей (между ними немало сходства), ученые заметили ряд любопытных особенностей разрешения конфликтов. К примеру, в тех группах, где отношения демократичные, конфликтующие стороны идут на примирение. При диктаторских отношениях в группе первым примиряется агрессор, как правило, лидер, вожак. Именно вожаки (лидеры группы) больше всего заинтересованы в поддержании общегрупповой стабильности. У человека, в частности у детей младшего школьного возраста, процент примирений по инициативе агрессора еще выше. Существует и другая особенность: чем сложнее устроено сообщество, тем разнообразнее способы решения конфликтов. Замечено также, чем чаще вожаки проявляют образцы примирения, тем быстрее их перенимают остальные члены группы. В связи с этим ученые говорят, что миролюбие можно воспитывать.
В случае конфликта его участники ищут поддержки, защиты и утешения прежде всего у ближайших родственников. У детей вырабатывается даже особая культура примирения, которая передается в процессе общения от старших детей к младшим. Она обнаружена уже у детей двухлетнего возраста, что дает основание говорить о врожденной предрасположенности к примирению у человека.
Анализ постконфликтного поведения у детей 6—7-летнего возраста выявил у них те же этологические основы примирения, что и у обезьян: примирение происходит в одинаковом интервале (1—2 мин после агрессии); в примирении участвуют ближайшие друзья (родственники) агрессора и жертвы21. У детей наблюдаются следующие тенденции: повышается уровень примирения по инициативе агрессора (дети сообщали о чувстве вины, испытываемом виновником ссоры); важную роль в урегулировании конфликта начинают играть посредники, не принимавшие участия в конфликте, но заинтересованные в его прекращении; примирение распадается на две стадии: 1) обозначение конца агрессии («прости меня, я больше не буду»); 2) собственно примирение (подарки, объятия, поцелуи).
В роли примирителя выступают либо лидеры группы, т.е. наиболее уважаемые мальчики и девочки, либо старшие по возрасту. Так, у бушменов
Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 156.
221
Калахари агрессию контролируют старшие дети, они наказывают виновника и утешают пострадавшего. Роль мирителя многими детьми рассматривается как престижная: они гордятся тем, что мирят других и прекращают конфликт. В детских коллективах роль мирителя может быть даже опасной — если участники конфликта переключат свой гнев на него. Эта роль требует смелости и умения постоять за себя. У народов Кавказа такую роль выполняет женщина: по традиции, мужчины прекращают конфликт, когда она броса-

Важным элементом культуры примирения у детей выступают стишки-мирилки и особые ритуалы. Например, у младших школьников одной московской школы примирение, по данным М.Л. Бутовской, происходит приблизительно так: виноватый сам (или под давлением посредника) подходит к обиженному, демонстрируя свое раскаяние, и говорит: «Прости меня, я не хотел, я больше не буду». После этого начинается церемония примирения. Держась за мизинцы, дети произносят: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а есл и будешь драться, то я буду кусаться, а кусаться нам нельзя, потому что мы друзья» (или, в другой версии: «...а кусаться ни причем, буду драться кирпичом, кирпич разбивается, дружба начинается»).
Любопытно, что между культурой мирилок у детей и танцевально-песенными обрядами замирения у охотников-собирателей существует много общего. К примеру, одно из племен Западного Ириана сообщает врагам о намерении прекратить конфликт следующей песней: «Борьба и война — это плохие вещи, будем вместе, как стоят деревья, как деревья в Фунгфунг и деревья в Иелен». Папуасы, чтобы оповестить врага о желании заключить мир, кладут ветку через дорогу, ведущую к его деревне. Если вторая сторона согласна, она также кладет ветку поперек дороги. Примирение заканчивается обменом подарками, например ожерельями из ракушек, и клятвой верности, что говорит о начале восстановления дружественных связей. Специалисты выделяют две ведущие модели разрешения конфликта:
♦ устранение следствий (динамическая модель). Решение на поверхностном уровне;
♦ устранение причин конфликта, т.е. разрешение противоречия в структуре конфликта (данная стратегия предпочтительней для общества, но она дорогостоящая, требует много времени, фундаментального изменения менталитета людей и законодательной базы).
Проблемы организации переговорного процесса в ходе конфликта, особенности поведения лиц, в нем участвующих, цели и задачи, стоящие перед ними, рассматриваются в работах российских ученых (Ю.Н. Грачев, В.И. Курбатов, М.М. Лебедева, Н.С. Леонов) и зарубежных (Г. Бройнинг, П. Карневале, Е. Кейрнс, В. Мастенбрук, Дж. Ниренберг, Дж. Сэлэкьюз, Дж. Ходжсон, Р. Фишер, Д. Эртель, И. Юри).
222
Немецкий социолог Р. Дарендорф выделяет следующие факторы, которые способствуют разрешению конфликта:
♦ обе стороны стараются вдуматься в доводы друг друга;
♦ обе стороны организованы;
♦ между сторонами есть согласие в отношении правил игры.
Из конкретных приемов регулирования наибольшее распространение получил метод институционализации социальных конфликтов (создание всевозможных комитетов, советов, комиссий, проведение «круглых столов» и т.д.). Такой метод ведет к упорядочению требований, претензий, устремлений ранее разобщенных участников конфликта.
Важную роль в регулировании конфликта может сыграть посредничество третьей стороны, которая ставит целью разработку и проведение мероприятий примиренческого характера.

Рис. 42. В качестве посредника в урегулировании конфликта часто выступает женщина
(особенно у народов Кавказа;
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Так, в случае нетактичного высказывания коллеги последнее в 14 раз превышает первое, в случае грубости начальника — в 20 раз. Послеконфликтная напряженность — отрицательные эмоции, тяжелые негативные переживания — мощный разрушительный фактор, резко снижающий производительность труда и сплоченность группы.
По этой причине конфликты разумнее предупреждать, чем устранять последствия запущенного конфликта. Современная конфликтология накопила обширный арсенал методов разрешения конфликтов. К ним относятся:
♦ компромисс — решение проблемы путем взаимных уступок;
♦ приспособление — стремление сгладить противоречия за счет изменения своей позиции;
♦ сотрудничество — попытка совместно выработать решение, учитывающее интересы сторон;
♦ переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
♦ посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
♦ игнорирование — попытка выйти из конфликта, уклоняясь от него;
♦ соперничество, конкуренция — бескомпромиссная борьба за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции;
223
♦ предотвращение — попытка на ранней стадии устранить условия возникновения конфликта;
♦ арбитраж — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
♦ управление — регулирование процесса с целью минимизации потерь и максимизации выигрыша;
♦ применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее22.
В технике ведения переговоров (деловых, политических и т.п.) разграничивают межличностные (к примеру, между женой и мужем) и межгрупповые (между работодателем и профсоюзами).
Как известно, конфликтные люди делятся на две категории. К первой относятся те, кто мгновенно готов вспыхнуть по малейшему поводу, но могут так же быстро и остыть. Такие люди не злопамятны и откровенны в выражении своих эмоций. Но их опасно провоцировать на конфликт: в порыве чувств или при сильном раздражении такой человек себя практически не контролирует. Ко второй категории относятся люди сдержанные, контролирующие открытое проявление своих эмоций. Вместе с тем они очень обидчивы и в этом состоянии не воспринимают даже самой невинной шутки в свой адрес. Обиду они помнят долго и тщательно вынашивают план мести, которая последует в самый неподходящий для противника момент. При этом совсем не обязателен открытый конфликт с их стороны. Это может быть тщательно продуманная интрига, вовремя пущенный слух или любая другая «подстава», которая изрядно подпортит настроение противнику.
Люди неодинаково реагируют на конфликт. Кто-то вступает в противоборство, кто-то просто уходит, кто-то приспосабливается, кто-то пытается найти компромисс. Эти типы реакции на конфликт не закреплены в профессиональных или социальных ролях. Не бывает так, чтобы один человек всегда реагировал одинаково. Как правило, он прибегает ко всем перечисленным выше стратегиям и действует в зависимости от ситуации. Правда, какой-то тип поведения, наиболее привычный для индивида, проявляется чаще. Нередко реакция на конфликт — всего лишь подсмотренная у кого-то модель поведения или воспитанная с детства тактика решать проблемы.
Любой человек в той или иной ситуации может вступить в конфликт. При этом бывают ситуативно и перманентно конфликтные личности. Первых вынуждает к конфликту сложившаяся ситуация. У вторых конфликтность — черта характера, проявляющаяся постоянно, к ним наиболее часто относятся люди с завышенной или заниженной самооценкой. Такой человек или протестует против требований старшего, против сложившихся в коллективе норм поведения, или маскирует свое несогласие, создает видимость удовлетворения учебой, работой, коллективом. Очевидно, что во втором случае выявить и нейтрализовать конфликтную личность труднее23.
12 Мастенбург У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996; Яновский A.M. Внутрифирменные конфликты — фактор психологической опасности предприятия //Управление персоналом. 1998. № 9. С. 44—49; Шаленко В.И. Конфликты в трудовых коллективах.М., 1992; Калашников Д. В. Переговорный метод управления конфликтом // Социологические исследования. 1998. №5. С. 105-11!; Moore С. W. The Meditation Process, Practical Strategies for ResolvingConflict. San Francisco, 1986; Wehr P. Conflict Regulation, Boulder, Colorado, 1979.
13 Мугалова Ж.А. Педагогическая конфликтология: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2001.
224
Конфликтный человек обычно вспыльчив и упрям, капризен, не думает о последствиях собственных поступков, считает, что окружающие имеют массу недостатков, но умело их скрывают и выходят «сухими из воды» в тех ситуациях, где он становится «козлом отпущения». Он часто переносит собственные недостатки на других, испытывает чувство неполноценности по какой-либо причине. Например, низкорослый начинает ненавидеть тех, кто строен и высок.
Наиболее сложно решение межнациональных, этнических конфликтов. На постсоветском пространстве при урегулировании затяжных конфликтов, перешедших, как правило, из стадии вооруженного противостояния в противостояние экономическое, постоянно возникает проблема возмещения ущерба, который поднимает обычно пострадавшая сторона. На то есть немало причин. Приднестровский конфликт обошелся обеим сторонам в 1992 г. (год начала вооруженного конфликта) в 380 млн долл.; таджикский конфликт «потянул» на 3 млрд долл. Юго-осетинский конфликт, по данным В. Мукомеля, обошелся в 240 млн долл. Прямой материальный ущерб в «горячих точках»

Ви переглядаєте статтю (реферат): «РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Лексикографія і словники
МІЖНАРОДНІ РИНКИ ГРОШЕЙ ТА КАПІТАЛІВ
Визначення грошових потоків з неопрацьованих первин-них даних
Стандарти пейджингового зв’язку
Аудит товарів


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 1000 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП