Этнический конфликт привлек внимание ученых после того, как были исследованы классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Это во многом объясняется их спецификой: условия протекания конфликтов существенно различаются даже в одном и том же регионе (не говоря о разных). Скажем, национально-освободительная борьба против колонизаторов качественно отличается от межплеменных столкновений, происходящих в том же географическом районе. Разными могут быть мотивы и механизмы участия в конфликтах различных слоев этноса15. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили, что этичность — одна из наиболее ранних форм социальной организации общества, появившаяся задолго до классов, сословий, политических объединений и др. Оказалось, что этнический конфликт трудно обнаружить в чистом виде. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 43-48. 199 Нередко конфликт, на ранних этапах которого преобладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический конфликт и наоборот. Считается, что именно этнический конфликт — наиболее фундаментальное явление в истории человечества, а остальные виды конфликта играют второстепенную роль16. Даже классовый конфликт — кратковременный эпизод человеческой истории, характеризующий последние 5—6 тысячелетий. Этнические конфликты возникли на заре человеческой истории. В глубокой древности это были межплеменные войны, которые велись за террито рии охоты, рыболовства, собирательства, т.е. за среду обитания. Случалось, что в таких конфликтах погибали целые народы, а другие ассимилировались более грозным соперником. Древние источники оставили нам свидетельства о крупнейших этнических конфликтах ранней поры. В Ветхом Завете описана депортация евреев, т.е. насильственное выселение народа со своей этнической родины. В 568 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор уничтожил Иудейское царство и выселил основную часть евреев за пределы этнической родины — Палестины. Позднее евреи вернулись и неоднократно восставали, но восстания жестоко подавлялись. В 70 г. н.э. римский полководец Тит Веспасиан еще раз выселил евреев из Палестины. Началось «еврейское рассеяние», сначала по странам Средиземноморья, а затем — по другим регионам планеты. Исторические сведения о других народах также доказывают, что крупные межэтнические конфликты, завоевания, геноцид, изгнания с родной земли не были исключительными событиями. Эти события оставили заметный след и в средневековой, и в новой истории. Хорошо известна история изгнания сарацинов, т.е. арабов, с Пиренейского полуострова, которые сами пришли в Европу как завоеватели. В результате реконкисты, т.е. обратного завоевания Испании христианами, все арабы были изгнаны с полуострова. Огромное количество подобных событий хранит история Азии. Каким образом калмыки, народ монголоидной расы и древней азиатской культуры, оказались в Европе? Как этнос калмыки сложились в Джунгарии, равнинной области нынешнего северо-западного Китая. Но в XVII в. китайские феодалы вытеснили калмыков из Джунгарии, они были вынуждены покинуть свою этническую родину, мигрировали на север и запад и в конечном итоге нашли пристанище на территории современной Калмыкии. Сходная история и у ставропольских туркмен, изгнанных в XVII в. хивинскими ханами с территории Мангышлака". Субъектом межнационального конфликта является та или иная этническая общность, он развивается либо между коренными нациями (армяне и азербайджанцы), либо коренной нацией и национальным меньшинством (литовцы и поляки, грузины и осетины). В развитии этнического конфликта всегда про- 16 Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования.1996. № 12. С. 43-48. 17 Там же. С. 45-46. 200 являются две основополагающие тенденции: одна —к размежеванию, другая — к консолидации. Например, затянувшийся конфликт в Нагорном Карабахе связан с вопросами о территории автономной области, о ее экономическом развитии, о характере образования в школах и т.д. В Чечне — это вопрос политической независимости, в Азербайджане — территориальной идентификации. В основе этнических конфликтов лежит открытое столкновение, часто принимающее форму военных действий или затяжного социального напряжения, носящего скрытый характер, между двумя или несколькими рядом живущими народами, которые не могут поделить материальные ресурсы (территорию, естественные границы, полезные ископаемые, рабочую силу) или нематериальные ценности (господство над другим, национальная честь, политический престиж и др.).
Рис. 37. Большинство народов имеет разные культурные нормы и культурные ценности Большинство народов имеют разные культурные ценности и культурные нормы. Но как бы объективно ни различались народы (этносы), важнее то, как субъективно они воспринимают и оценивают подобные различия. Последние могут расцениваться как нечто естественное; такие оценки служат основой гармоничного, т.е. терпимого к представителям иной культуры, сосуществования. Но они могут восприниматься и в качестве повода для вражды, как при этноцентризме — ощущении превосходства собственной культуры и недооценивании чужой. Мирный плюрализм и мультикультурализм (multiculturalism), с одной стороны, дискриминация, насилие и межэтническая конфронтация, с другой — таковы два полюса шкалы межкультурных взаимоотношений. Понятие мульти-кулыурализма, введенное в современной антропологии, обозначает существование и признание равноценности различных культур и в пределах собственного государства, и в пределах мирового сообщества. Ученые считают: чем больше контрастов и различий между этносами, тем больше поводов и причин для конфликтов, особенно в ситуации конкуренции за ресурсы и власть. Нередко поводом (не путать с причиной) для этнического конфликта служат такие второстепенные факторы и факты, как нелестная оценка одной нацией представителей другой нации, искаженное восприятие национальных символов или надругание над ними. Такого рода психологическую подоплеку конфликта называют культурной перцепцией. 201 Под культурной перцепцией понимается восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и оценка последней. Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Если враждебность проявляется в поведении отдельных индивидов, то большой беды в том нет. В крайнем случае ее считают проявлением бытового расизма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охватывает большие массы людей, то возникают межнациональные конфликты и войны. По мнению Г. Элмера, война часто напоминает расширенный этнический
конфликт, а этнический конфликт — локальную войну. Главное различие в том, что даже длительные войны рано или поздно заканчиваются прекращением огня и мирными переговорами, а серьезные этнические конфликты могут не иметь решения и продолжаться сотни и тысячи лет, прекращаясь лишь в стадии передышки. В последней четверти XX в. в различных частях земного шара полыхало более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Ливане, Израиле, Индии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России. Подавляющее большинство из них носило межнациональный или межплеменной характер. Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превращаются в полномасштабные войны. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Исходная причина многих конфликтов давно забыта, но в подсознании целых поколений оседает почти патологическая нетерпимость к другой нации. По данным российского исследователя В. Мукомеля, начиная с конца 1980-х гг. на территории бывшего СССР зафиксированы пять региональных войн — длительных вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого оружия: карабахский, таджикский, юго-осетинский, приднестровский и чеченский конфликты (последний, разумеется, стоит особняком в этом ряду). Около 20 кратковременных вооруженных столкновений сопровождались жертвами среди мирного населения (наиболее значительные из них — сумгаитские и бакинские погромы армянского населения, жертвы в Фергане, погромы в киргизском городе Ош). Более 100 невооруженных конфликтов, по мнению исследователя, имели признаки межгосударственной, межэтнической или межконфессиональной конфронтации, причем в районах, подвергшихся столкновениям, погромам и этническим чисткам, проживали не менее 10 млн человек, а численность убитых в этнополитических и региональных конфликтах (за исключением Чечни) на постсоветском пространстве составляет около 100 тыс. человек. По данным депутатов Госдумы, за последние пять лет в межнациональных 202 конфликтах на территории бывшего СССР погибли более 600 тыс. человек. Представители КПРФ на одном из своих митингов говорили о 1,5 млн погибших в региональных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Чечне, Абхазии и Осетии18. Изучение межнациональных отношений как среды возникновения и возможной причины этнических конфликтов было впервые поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление чернокожего населения страны, находившегося в численном меньшинстве. Поскольку Америка на протяжении всего XX в. притягивала миллионы мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выравнялась. Более того, доля белых сокращалась, а доля небелых интенсивно нарастала. Специалисты стали говорить о том, что вскоре белые в США превратятся в этническое меньшинство. Сегодня уже многие белые (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ассоциации (клубы, партии).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»