В социологической литературе российское общество чаще всего дается в сравнительной перспективе. Историки, экономисты и социологи выявляют общие и отличительные черты в генезисе социальной структуры российского и западноевропейского феодализма и капитализма, социальной структуры и общественных институтов, процесса модернизации общества, стадий и фаз его исторического развития. Их основной вывод — уникальность российского общества. В том, что Россия представляет собой уникальный тип общества, сходятся сегодня большинство отечественных и многие зарубежные социологи. Как самостоятельное общество она существует 1000 лет, если ее началом считать христианизацию Руси в 988 г. Она в 5 раз моложе самой древней на планете цивилизации — египетской, насчитывающей 5 тыс. лет, и в 5 раз старше самой развитой на сегодняшний день американской цивилизации, если считать ее началом получение США независимости 200 лет назад. Такое расположение на временной шкале человечества уже само по себе придает ей определен - 965 ное своеобразие. С одной стороны, у России нет такого мощного культурного наследия, как у ведущих мировых цивилизаций. Когда речь заходит о культурных истоках, указывают на Византию, просуществовавшую 1200 лет и в свое
время по уровню развития обгонявшую Западную Европу. Отсутствие древнего исторического прошлого косвенно указывает на этническую молодость нации, ее готовность развиваться, прогрессировать. С другой стороны, Россия сегодня уступает в экономической и индустриальной мощи более молодой Северной Америке, гораздо более динамичной и агрессивной, что косвенно может свидетельствовать о своеобразной этнической дряхлости или усталости России. Итак, Россия очень молодая и одновременно очень дряхлая цивилизация, обладающая огромным потенциалом, но не способная его эффективно применить. Столь противоположные оценки одного и того же общества порождены неоднозначностью, загадочностью и противоречивостью самого феномена, призванного служить нам предметом изучения. Для характеристики российского общества специалисты часто употребляют термины, призванные подчеркнуть то обстоятельство, что страну нельзя однозначно причислять к какой-либо из существующих или существовавших прежде общественно-экономических формаций или типов цивилизации. Она не Запад и не Восток, она не капиталистическая и не социалистическая страна, не рыночное, но и не безрыночное общество. В России находят элементы любого из существовавших на планете типов общества, экономической формации, цивилизации, но соединенные в какую-то новую и до конца не понятую еще конфигурацию. Наиболее удачными терминами при ее характеристике многие авторы считают понятие «пограничное», «переходное», «транзитное», «периферийное», «промежуточное» общество. Характерной чертой подобных обществ выступает конфликтное переплетение элементов двух основных типов цивилизационного развития человечества — восточного и западного. Возможно, что именно это обстоятельство — конфликтное, а не гармоничное соединение разноцивилизационных черт — не позволяет российскому обществу добиться политической стабильности, высокого экономического и социального развития. В связи с этим А.В. Виноградов пишет об анклавно-конгломератной самоорганизации не-западных обществ и России, которая со-равно-положена с Западом и Востоком1. 1 Восток — Запад — Россия: Сб. статей. М, 2002. 966 Правда, некоторые специалисты полагают, что Россия — не единственный на планете переходный тип общества, скроенный по формуле Восток-Запад. В одном с ней ряду стоят Латинская Америка, Испания, Португалия, страны Балкано-Дунайского культурного круга и некоторые другие. Российская цивилизация, как и перечисленные выше регионы, представляет собой сочетание весьма противоречивых тенденций, идущих от Запада и Востока. В цивилизационном смысле Запад — это акцентированный рационализм, утилитарная экономическая этика, господство человека над природой и ее подчинение нуждам общества, преобладание индивидуального начала над коллективным, культ инноваций и обновления, де мократические институты и рыночное хозяйство. В противоположность этому Восток воплощает верность традициям, подчинение индивида коллективу, авторитаризм в управлении, подчинение человека природным ритмам, отказ от принципов конкуренции и прибыли, самодовлеющую власть натурального хозяйства. Особенность развития России определяется, по мнению В.И. Пантина, наличием мощных нерыночных укладов и особой экономической политикой государства. Россия не являлась и до сих пор не является непосредственной частью мирового рынка, будучи ограждена от него рядом различных барьеров. В России самостоятельное развитие и накопление торгово-денежного богатства, накопление капитала неоднократно прерывались ростом централизованной государственной хозяйственной системы, использовавшей и прибавочный продукт, и часть необходимого продукта на совершенствование военно-административного механизма. Цели эти достигались путем изъятия из хозяйственного оборота и экономического омертвления накопленных богатств в виде государственных сокровищ2. В свое время Западная Европа находилась в фазе традиционного общества. Для того чтобы его модернизировать, потребовалось не менее 400 лет. И это не случайно. Дело в том, что медленнее всего изменяются нормы, традиции, ценности и менталитет нации, ее привычки и образ жизни. Экономику и технику можно изменить довольно быстро. Замедленность духовного продвижения объясняется тем, что старые привычки и традиции, прежде чем их заменят новые, должны исчерпать себя, показать свою бесперспективность и неспособность помочь нации выживать в меняющемся мире. На это могут уйти десятилетия, если не столетия. В России еще только начинали складываться культурные традиции и привычные устои, когда страну завоевали монголо-татарские орды. В течение 300 лет происходили откат назад, отказ от традиций и формирование новых приспособительных механизмов, но не на добровольной основе, а на принудительной. Покоренной нации прививались чужеземные институты, традиции, ценности. До сих в своем поведении мы еще во многом азиаты. Пока Русь отстаивала свой государственный суверенитет, боро- 2 Пантин В.И. Революция с кнутом // Век XX и мир. 1989. № 9. С. 23-25. 967
лась с нашествиями и укрепляла вертикаль власти, столь нужную для огромной территории, хорошо интегрированная внутри себя Европа пережила несколько культурных эпох, включая готическое Средневековье, величественное Возрождение, религиозную Реформацию и духовное Просвещение. Отставшей России не удалось участвовать в общем созидательном строительстве; пришлось перенимать готовые институты с тем, чтобы хоть как-то или когда-то догнать развитые страны. Затянувшаяся на столетия и плохо движущаяся модернизация — естественная плата за историческое отставание. В этом заключается один из элементов или одна из характеристик того особого пути развития, который многие ученые приписывают России. Созданную у нас цивилизацию особого типа иногда называют евразийской.
Развитие России в течение тысячелетия — это колебание между двумя полюсами — рыночным и нерыночным, между ценностями коллективизма и индивидуализма, между западноевропейским и евразийским путем исторического генезиса.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НЕОДНОРОДНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»