В тех случаях, когда ускорение истории приводит только к позитивным сдвигам в обществе, будем говорить о прогрессе. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых форм к более сложным и совершенным, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Проще говоря, прогресс — это все то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной 824 структуры, рост социальной неоднородности. Наконец, прогресс связывают также с процессом модернизации, т.е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному. Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и Шпенглер. Особенно ярым «антипрогрессистом» проявил себя К. Поп-пер. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его применимым только по отношению к отдельному человеку, но не обществу в целом. История может быть объяснена и как прогресс, и как регресс. Действительно, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Понятие регресса (от лат. regressus — обратное движение) противоположно понятию прогресса, для него характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. все, что приводит к негативным последствиям в жизни общества. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само
развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Тем не менее большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно. Об этом свидетельствует история. Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а, напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия труда, тем выше производительность труда — и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем больше населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяют привлечь значительную часть населения к занятию ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации — города. Возникнув как торговые центры, они постепенно превращаются в очаги религиозной, культурной и научной жизни. Новые религиозные течения, в том числе протестантизм, способствовавший зарождению капитализма, возникают именно в городах. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется первоначально светское 825 искусство (салонная культура), а позже — массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура, а затем — изящные искусства. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных — мать, отец, ребенок. По мере перехода от простого общества к сложному растет степень культурного разнообразия внутри каждого из них: больше законов «хороших и разных», шире круг традиций, ритуалов, норм этикета, разнообразнее манеры поведения, одежды, речи и т.п. Рост внутреннего разнообразия дополнялся ростом внешнего, межкультурного разнообразия. Археологи и антропологи обращают внимание на то, что, например, культуры шелльской эпохи в Европе, Южной Африке и Индостане технологически идентичны, тогда как более поздняя культура мустье представлена множеством локальных вариаций, а культуры верхнего палеолита в еще большей степени отличны друг от друга, чем культуры среднего палеолита. В неолите разделение труда и внутреннее разнообразие возрастают еше более. В современном мире можно наблюдать все многообразие социальных, хозяйственных укладов и соответствующих им культурно-психологических типов — от палеолита до постиндустриализма 3.
В VIII тысячелетии до н.э., когда началась неолитическая революция, на планете обитало 8 млн человек, а сегодня, когда человечество прошло стадию индустриальной революции и вошло в новый эволюционный цикл, связанный с постиндустриальным обществом и информационной революцией, на Земле проживает более 6 млрд человек. Три столетия назад Европа буквально вымирала из-за частых эпидемий и голодала. В период промышленной революции с эпидемиями было покончено, но голод оставался еще достаточно частым явлением. Сегодня это такая редкость, что газеты пишут о нем, как о сенсации. Можно сказать, материальное благосостояние человека выросло в гигантской степени. Прошли времена, когда «джентльменов» на улицах узна-в&чи по хорошей одежде. Сейчас почти в каждом доме есть водопровод, телевизор и многое другое, что необходимо для комфортной жизни. По мере роста расходов на социальные услуги огромные улучшения произошли в здравоохранении, образовании, общественном транспорте, коммуникациях, пенсионном обеспечении. Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется соци-ачъным прогрессом. Это обобщающее понятие включает экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выс- 3 Назаретян А,П. Три вектора эволюции: эмпирические обобщения. — http://www. russian-globalclub.com/civkri/gw2_3.htm. 826 тупает технический. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим (не говорят о политическом или религиозном прогрессе).
Обществоведы так и не договорились о критериях прогресса. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью осознания свободы. Марксизм предложил свой универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Одним из основных показателей прогресса долгое время служило потребление энергии надушу населения. В США до последнего времени производство одной только электроэнергии удваивалось каждые 10 лет. Но энергия, сколь бы она дешева ни была на рынке, не дается даром. Даже самый безвредный вид производства электроэнергии — на гидроэлектростанциях — приносит вред: нарушается водный режим рек, а величественные водохранилища постепенно заносятся илом. Правда, в общем энергетическом балансе мира 97% приходится на энергию, производимую путем сжигания топлива. А это ведет к искусственному перегреву атмосферы. Следовательно, прогресс в одной области жизни общества может обернуться регрессом в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркие свидетельства экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются издержками урбанизации, в том числе транспортной усталостью человека, загазованностью городской среды, гиподинамией. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Человечество никогда еще в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться. 827 Стремительный скачок численности населения стал возможным благодаря промышленной революции и колоссальному увеличению потребления энергии, материалов и информации. Однако естественные ресурсы планеты конечны, и сроки их истощения не так трудно рассчитать. Ученые вычислили,
что удобных для занятия сельским хозяйством площадей на планете менее 3 млрд га, из которых 50% уже возделывается. При сохранении сегодняшнего уровня урожайности и нынешнего уровня питания (когда '/, человечества недоедает) эти земли могли бы прокормить человечество примерно до 2005 г. Повышение средней урожайности в 4 раза продлит этот срок лишь до 2070 г., если рост населения не замедлится4. В то же время рост урожайности зависит от применения машин и химикатов, а их изготовление зависит от состояния промышленности. Но и у нее есть свои пределы. На первом плане стоит ограниченный запас металлов. Если предположить, что нынешние темпы их потребления сохранятся, а их залежи в 5 раз больше, чем известные нам теперь, то алюминия, ртути, свинца, цинкахватитна 40—60 лет, железа — на 170 лет, нефти и газа — на 505. При этом надо заметить, что продолжительность жизни резко увеличивается с повышением качества питания, но стабилизируется в среднем на уровне 65—70 лет (рис. 5), возможно, это тот порог, преодолеть который сможет наука, совершив революционный прорыв, а не социальная политика государства, которая обеспечивает социальный прогресс общества. 4 Пушкарев Б.С. Россия и опыт Запада: Избранные статьи 1955-1995. М., 1995. С. 18. -1 Там же. 828 Промышленная продукция на душу населения быстро растет с повышением доходов, но потом замедляется, поскольку большая доля доходов идет на оплату услуг (рис. 6). Интересна зависимость рождаемости от уровня доходов (рис. 7). В беднейших странах с валовым национальным доходом менее 500 долл. на человека в год (а здесь проживает большинство человечества) на 1000 человек приходится от 40 до 50 рождений в год. В странах с валовым доходом более 1500 долл. на человека в год на 1000 человек приходится от 13 до 20 рождений в год6. Таким образом, рост населения, экономики, потребления пищи, потребления полезных ископаемых, загрязнения среды взаимосвязаны, и эта взаимосвязь нелинейная.
Объем промышленного производства надушу населения будет расти экспоненциально до 2020 г., когда произойдет внезапный обвал из-за истощения природных ресурсов. С некоторым замедлением за ним последует и сокращение численности населения из-за голода и ухудшения медицинского обслуживания. Если предположить, что запасы ресурсов вдвое больше, чем известно сегодня, то эта катастрофа отодвигается на 20 лет и наступит в результате загрязнения окружающей среды, вызванной повышенным потреблением7. Когда мы рассматривали топографию социального времени, то подчеркивали его неоднородность. Действительно, разные народы движутся во времени с различной скоростью. Но оказывается, что у социального времени не только разная скорость, но и разные векторы. Разумеется, надо отличать общество, которое развивается медленнее других, и общество, которое в определенный момент повернуло вспять. Движение фундаментализма в исламских странах ставит целью именно возвращение к утраченным ценностям. А сторонники движения славянофилов, господствовавшего в России XIX в., в целом признавая необходимость поступательного продвижения вперед, выступали за медленное, взвешенное развитие, не обязательно повторяющее прогресс западноевропейских стран. Наконец, большевики в 1930-е гг., предложившие программу индустриализации, по существу предлагали ускорить ход истории. Поскольку подготовленной базы в России не было, получился не экономический взлет, а скачок во времени, который вскоре сказался на качестве выпускаемой продукции, неудачах в планировании экономики и многом другом, что заставило ряд специалистов говорить о тщетности попытки обогнать время.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»