ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Отношения между церковью и государством
Состояние духовной сферы общества во многом зависит от того, как ск.т дываются отношения между церковью и государством. Все мы — граждан" государства, но не все мы — верующие. Первых больше, вторых — меньше Но значит ли это, что большинство должно угнетать меньшинство? Значит ли это, что политические дела в обществе важнее духовных? Имеет ли, наконец, государство право ограничивать доступ граждан к религии в поисках решениях важных духовных вопросов? На эти вопросы в разные исторические эпохи давали разные ответы. Чаще всего проблема решалась так: либо государство подавляло церковь (и соответственно верующих), навязывая ей свою политику; либо церковь диктовала свою политику государству, подчиняя монархов главе церкви; либо достигачось мирное сосуществование церкви и государства во благо им обоим. Так, христианство прошло путь от непризнания и гонений до абсолютного господства над всеми сторонами жизни европейского общества.
История взаимоотношений государства и церкви уходит в глубокую древность — в 586 г. до н.э., когда произошло пленение евреев вавилонским царем Навуходоносором и переселение их в Вавилонию. Им позволили исповедовать свою религию — иудаизм, но частным образом, дома и в своем кругу, а в общественных местах они обязаны были вести себя, как и все другие граждане. Уже здесь прослеживается отделение религиозного исповедания от гражданского деяния. Через 600 лет в начале новой эры первые общины христиан преследовались римскими властями. Христиане считали себя обществом внутри общества. Первое общество было религиозным, основанным на равенстве и братстве, второе — гражданским, в котором христиане как его члены должны были платить налоги и подчиняться правительству. Христиане полагали, что — богу — богово, а кесарю — кесарево.
В Библии — основной священной книге христиан — в послании святого апостола Павла латинянам говорится, что каждый человек должен подчиняться стоящим над ним властям. Светские власти не могут быть для христианина авторитетом более высоким, чем Бог. Но законность государства санкционирована Богом. В IV в. христианство становится официальной религией в Византии, которая в то время выступала от имени Римской империи. В VII в. Византию завоевали войска арабского халифата. Оставшаяся незахваченной западная часть Византийского государства взяла на себя функцию духовного и религиозного лидера европейских народов. Здесь процветал свой вариант христианства — католицизм. А та разновидность некогда единого вероучения, которая сохранилась в восточной части Византии, стала называться православием.
В период с VIII по XI в. многие западноевропейские монархи рассматри вали церковь как свое владение, они отстраняли и назначали свяшеннослу жителей. В XI в. католическая церковь обрела независимость от госуд<ФсТ ' и провозгласила принцип невмешательства в политическую борьбу. Прав- <-на практике церковным иерархам не удавалось последовательно придер*
788
ваться провозглашенного принципа. Считая, что духовная власть по своей природе превосходит земную, главы католической церкви активно участвовали в назначении и смещении европейских монархов. Да и сами короли и императоры постоянно прибегали к авторитету церкви. Их власть становилась легитимной только после того, как были помазаны на царство папой римским. Союза с ним искали все европейские правители.
В XIV в. католическая церковь, ослабленная внутренней борьбой, уже не могла диктовать свою волю светским правителям и вынуждена искать покровительства государства, выторговывая себе право на духовную монополию в пределах централизованных государств, в то время активно формирующихся в Европе. Заключаемый между церковными и светскими иерархами договор провозглашал, что на данной территории государство обязуется поддерживать только эту признанную им конфессию и изгонять из своих пределов все другие. Варфоломеевская ночь (1572), когда католики вырезали тысячи протестантов (гугенотов), была возможна только вследствие новых

Рис. 26. В Средневековье церковные иерархи активно участвовали в возведении на престол
европейских монархов
отношений между государством и церковью. Описанным событиям предшествовал случившийся в XVI в. раскол единой католической церкви на несколько конфессий. Появление протестантизма, а затем укрепление его позиций внесли неясность в вопрос: какой религии должен придерживаться истинный гражданин. Принцип «одно гражданство — одна религия» исчез. Теперь можно было выбирать между двумя ветвями западного христианства — католицизмом и протестантизмом.
Католицизм сдавал свои позиции протестантизму с боем: XVI— XVII столетия вошли в историю Европы как период религиозных войн. По их завершении среди европейских монархов было принято новое правило: каждый сюзерен на подведомственной ему территории сам выбирает тот тип религии, который будут исповедовать его подданные.
789
Сегодня государство вправе само выбирать, какую религию оно будет поддерживать и как оно станет строить с ней отношения. Но и граждане в большинстве демократических стран вольны выбирать себе тип вероисповедания.
Не только в христианстве, но и в других религиях между церковью и властями складываются два типа отношений — вражда и сотрудничество. Ислам, там, где он процветает, очень активно вмешивается в политическую сферу и направляет деятельность государства. В Индии весьма влиятельной политической и экономической силой выступает индуизм. В 1984 г. премьер-министр Индира Ганди была убита членами сихкской религиозной общины, противопоставившей себя правительству. В таких странах, как Иран, отказываются признать то правительство, которое не узаконено исламом. Именно на этой основе здесь произошла революция 1979 г. Религиозные лидеры, муллы, контролируют соответствие деятельности государства священному Корану.
В США можно видеть совершенно иное положение. Конституцией провозглашено отделение церкви от государства к их взаимному благу. Правительства в коммунистических странах, в современном Китае и бывшем СССР настроены к религии антагонистически и стараются подавить ее. Государство только формально отделено от церкови и не вмешивается в ее дела. В действительности доктрина воинствующего атеизма, взятая на вооружение СССР в 1920-е гг., предполагает, что государство является атеистическим, а не светским. Оно не может равнодушно относиться к религиозной агитации среди населения и обязано противопоставить ей свою агитацию, сопровождаемую не только словесными, но и физическими действиями, в частности разрушением монастырей и церквей.
В некоторых странах Западной Европы, в том числе Норвегии, Англии, Шотландии и Дании, среди множества конфессий выбрана одна главная, которая стала государственной. К другим конфессиям или религиозным организациям государство относится терпимо, но не оказывает им материальной поддержки. В Германии нет государственной религии, но правительство официально поддерживает Римско-католическую церковь и основную конфессию протестантизма — лютеранство; все прочие конфессии государством не финансируются. Во Франции Римско-католическая церковь является господствующей, но находится на самофинансировании. Большинство католических зданий являются собственностью государства, а священники существуют на пожертвования и добровольные взносы частных лиц.
Вся Латинская Америка находится под властью Римско-католической церкви. Население здесь очень бедное, богачей немного, малочислен и средний класс. Неравенство в распределении богатства часто приводит к социальной напряженности. Католические священники призывали население выступать против эксплуатации и притеснений. В результате сформировалось новое движение — либеральная теология. Теология — это система знаний, в которых изложена суть данной религии, концентрируемая в вероучении. Если традиционная теология требовала отделения церкви от государства, неучастия священников в политической борьбе, то либеральная теология, возникшая в Латинской Америке в 1960-е гг., напротив, требует такого участия. Католические священники заговорили о классовой борьбе, эксплуатации и социальной несправедливости. Римский папа Иоанн Павел 11
790
отверг либеральную теологию как способ провести социальные изменения или даже революцию в обществе. Священник должен служить людям, а не призывать их к борьбе с государством. В 1984 г. в Ватикане, центре мирового католицизма, был даже принят специальный документ, осуждающий либеральную теологию, пропитанную духом марксизма.
Конституция России гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно Конституции, Российская Федерация — это светское государство, где признается идеологическое многообразие; никакая идеология и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Разумеется, верующие, которые составляют примерно половину населения страны, обладают всеми гражданскими правами и наравне с неверующими занимают то или иное место в политической борьбе в соответствии со своими взглядами и пристрастиями. Церковь отделена от государства, но не отделена от общества (рис. 27). Это означает, что она может активно участвовать в обсуждении и решении со-

Рис. 27. Взаимоотношения общества, государства и церкви
циальных вопросов, но не может и не стремится участвовать в решении политических проблем.
Православная церковь и другие религиозные конфессии как таковые не участвуют в предвыборных баталиях, хотя политическая деятельность церк-
791
ви не противоречит законам государства. Государство разрешает, но не разрешает церковь в силу той миссии, которую она взяла на себя в обществе. Так, Архиерейский собор Русской православной церкви ясно заявил о «непредпочтительности для церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти».
Сравнивая характер отношений, который складывался между обществом, государством и церковью за всю историю (рис. 28), можно сделать следующие выводы:
♦ между церковью и государством согласие сменялось антагонизмом;
♦ между обществом и государством согласие сменялось антагонизмом;
♦ между обществом и церковью никогда не было антагонизма.

Рис. 28. Отношение между обществом, государством и церковью никогда не были безоблачными; в роли «давильщика» обычно выступало государство
Отстранение от участия в политических баталиях государства не означает, что у православной церкви, как и у представителей любой другой конфессии, нет внутренней политики. Она направлена на укрепление солидарности единоверцев и борьбу с иноверцами, которые, по ее мнению, отклоняются от истинной веры или искажают ее, приносят в мир зло, а не добро. Так. Архиерейский собор Русской православной церкви принял специальное определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». В определении Собора содержится анализ причин распространения неоязычества в нашей стране и за ее пределами, указывается на опасности, связанные с появлением организаций, которые «целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народа, вступают в конфликт с общественными институтами».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отношения между церковью и государством» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: На полном ходу поезда
Аудит формування фінансових результатів
Все про стандарт CDMA
Вартість капіталу та інфляція
Цифрові системи передачі даних


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 1666 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП