ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Фундаментальна соціологія

Социальная политика и социальная защита
Одно из главных предназначений общественных институтов, особенно государства, — социальное обеспечение и социальная защита различных слоев населения. Для этого необходимо знать социальный состав населения — совокупность всех больших социальных групп. Статистик должен знать численность разных групп в разное время. Пенсионеров в обществе может быть 20%, а может быть 5%. Когда уменьшается численность пенсионеров, говорят об омоложении общества, но одновременно и о том, что люди не доживают до глубокой старости, умирают раньше. Когда число пенсионеров растет, говорят, что растет число иждивенцев. Следовательно, в зависимости от того, какова численность этих групп, меняются социальная политика и социальное управление. Итак, понятие «социальный состав населения» тесно коррелирует со следующими частными понятиями: социальная статистика, социальное управление, социальная политика, социальная защита, социальное нововведение.
Под социальным управлением мы будем понимать совокупность практических мероприятий, которые проводит государство для решения проблем, возникающих в связи с социальным составом населения. Проблемы социального управления возникли перед человечеством, когда появилось государство, ибо оно предполагает развитое разделение труда, развитую классовую дифференциацию, высокий уровень производительности труда, многочисленный штаб управленцев и большие территориальные претензии страны. И сегодня социальное управление касается любой проблемы, связанной с социальным составом населения. Когда мы говорим, что происходит депопуляция населения и государство начинает принимать какие-то меры, например выплачивать кормящим матерям пособия, это — социальное управление.
В социальном составе населения выделяется подвыборка — социальные аутсайдеры, или социально не защищенные слои населения, которые нуждаются в социальной опеке государства. Социальная опека — это практическое мероприятие, и поэтому социальная защита является частью социальной политики.
Социальная политика: 1) это система практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу; 2) составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере, — целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.
Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой моти-
682

вации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере — забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения.
Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.
Социальная защита — совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия социально не защищенных слоев, слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни (например, инвалиды, многодетные матери, сироты, безработные, малоимущие). Социальная защита — важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер. осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.
683

Гарантия конституционных прав граждан в области социальной защиты — приоритетное направление социальной политики государства. Система социальной зашиты складывается из двух основные форм — социального страхования и социальной помощи. Различия между ними определяются в первую очередь регулирующей ролью государства и источниками финансирования. Социальное страхование распространяется на экономически активное, занятое население и обеспечивается главным образом за счет его доходов при ограниченных дотациях из федерального бюджета. Социальная помощь имеет, как правило, компенсационный характер и финансируется за счет бюджетов разного уровня и благотворительности.
Социальная помощь — одна из основных форм социальной защиты, ориентированная преимущественно на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети. Конституция РФ (ст. 39) устанавливает: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, при потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Система социальной помощи включает: пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным членам семьи в случае потери кормильца, инвалидам, в том числе инвалидам с детства, пожилым людям, достигшим 60 (мужчины) и 55 (женщины) лет и не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа; пособия и другие выплаты многодетным, неполным и малообеспеченным семьям; социальное обслуживание через стационарные учреждения для престарелых, инвалидов и детей-сирот, центры социального обслуживания на дому и службы срочной социальной помощи; протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.
Состояние социальной помощи в России остается неудовлетворительным. Помимо общих социально-экономических условий одна из причин такого положения в том, что многочисленные льготы, компенсации и социальные выплаты, выполняющие функции социальной поддержки, невелики по размерам; кроме того, они устанавливаются и выплачиваются без учета доходов и реального благополучия семей, т.е. безадресно. Поэтому значительная часть социальных выплат достается обеспеченным группам населения (например, дотация на оплату коммунальных услуг в муниципальном секторе жилья), для которых они не имеют сколько-нибудь существенного экономического смысла; при этом ограничиваются возможности оказания социальной помощи действительно в ней нуждающимся. Для исправления сложившейся ситуации требуется усилить адресность социальной поддержки на основе учета материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий. Это позволит сконцентрировать средства на оказании помощи социально уязвимым группам населения, увеличить размеры пособий реально нуждающимся в них семьям и отдельным гражданам.
В ходе реформирования социальной защиты населения предполагается в дополнение к пособиям и компенсациям, установленным на федеральном уровне, развивать и совершенствовать систему денежной и натураль-
684

ной помощи малообеспеченным категориям граждан на уровне субъектов РФ. Размеры такой помощи намечается определять с учетом сложившихся в регионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного минимума и демографической ситуации. Предусматривается передача полномочий по упорядочению и осуществлению социальных выплат органам исполнительной власти регионов и местного самоуправления.
Национальная политика занимает особое место в сфере социальной жизни многонационального государства. Ее объектом являются национальные отношения. Она включает такие разделы, как национальное строительство, борьбу с проявлениями национализма и дискриминацией этносов (прежде всего национальных меньшинств), регулирование межнациональных конфликтов, отношений между титульными и нетитульными национальностями и др. Национальное строительство в российском демократизирующемся обществе происходит на основе компромисса, когда само полиэтническое государство приобретает большую легитимность. Во многом именно ошибки советских политиков породили нынешнюю национальную напряженность в России.

Особую озабоченность российских политиков вызывает проблема национализма. Раньше под национализмом понималась система идей о превосходстве своей нации, непризнание равенства народов, нетерпимость, стремление не смешиваться с другими этническими общностями (эксклюзивизм). Но в мировой литературе, обобщавшей опыт национальных движений, в 1970-е гг. стало закрепляться иное понимание. В английской традиции термин «национализм» используется в нейтральном смысле и не содержит оттенка одобрения или неодобрения. Он употребляется для обозначения принципа, требующего, чтобы политические и этнические единицы совпали. В соответствии с новой доктриной для достижения свободы и самореализации человек должен самоидентифицироваться с этнической общностью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в собственном национальном государстве. Практика этнических чисток, вынужденные потоки миграции русских из Азербайджана, Казахстана, Грузии, Чечни, стран Балтии изменили отношение к самому понятию национализма в российском общественном мнении. Новая концепция национализма выражает право этноса на свою государственность, защищающую язык, культуру и самобытность национальных общностей1. Одним
1 Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («круглый стол») // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 34-55.
685

из центральных в национальной политике российского государства сегодня является вопрос о соотношении национализма и демократии. Чрезмерный акцент на национальном самоопределении может обернуться трагедией для российского государства: оно может расколоться по национальным границам. Результаты опросов дают возможность представить, насколько конкретные варианты национализма разделяются массовым общественным мнением. Идея сецессии, включающая готовность идти на жертвы ради самостоятельности, вплоть до использования насильственных методов, поддерживается очень узким крутом людей (не более 1—2%). Идею суверенитета с правом выхода из состава РФ разделяют от 27 до 38% представителей титульных этносов. В наибольшей мере ее отстаивают татары и осетины, а в наименьшей — тувинцы и саха2.
Проявления национализма в постсоветском пространстве мы наблюдаем в разных формах — от устремлений, осуществляемых парламентским путем, до агрессивных насильственных действий. По мнению специалистов, национализм еще длительное время будет подпитываться обидами за былое — сокращение функций родных языков, утрату культурных традиций, репрессию малых народов, оскорбление национального достоинства отцов и дедов, потерянные территории, стереотип «наказанных» народов. На национальных окраинах ответственность за политическое прошлое народа, за «имперскую политику федеральных властей» часто перекладывают на местных русских. В республиках, переживших межнациональные столкновения, психологические последствия этого особенно заметны. К примеру, в Северной Осетии 70% и осетин, и русских оценивают национальные отношения как напряженные. Национализм может подпитываться непредставленностью нерусского населения в высших политических органах федеральной власти. Наконец, национализм в известной степени является реакцией на необъективное освещение положения в республиках средствами массовой информации, на обвинения в агрессивных националистических поползновениях. Этим нередко пользуются политические лидеры в попытках мобилизовать вокруг себя этническое большинство3.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная политика и социальная защита» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит формування фінансових результатів
Еволюція стандартів стільникового зв'язку
Банківські послуги та їх види
Свидетельства отвеса и маятника
Повседневный опыт и научное знание


Категорія: Фундаментальна соціологія | Додав: koljan (03.12.2012)
Переглядів: 624 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП