Наука, по Кондратьеву, для получения системы устойчивых понятий должна использовать прием «идеализации» — введение идеально-предельных понятий, создавая тем самым почву для однозначно-количественного выражения своих выводов. Анализируя действительность, разлагая ее на простые и однородные элементы, формируя из них систему понятий, наука сознательно схематизирует или стилизует действительность, абстрагируется от тех ил и иных ее признаков и тем создает возможность для типологических построений и установления законов. «Теория не воспроизводит сложный отрезок действительности А, состоящий из а, Ь, с, d, e,f, как таковой. Но давая законы, охватывающие в отдельности по крайней мере основные элементы этого А, например элементы a, b, c,f, она позволяет включать А разными сторонами его в формулу этих законов. Она позволяет поэтому рассматривать по крайней мере основное ядро А как дифференцированное целое, как пучок или узел скрещения отдельных законов. Тем самым она дает возможность в значительной мере понять А»3. Кондратьев считает, что «наука приходит к такому образу действительности и превращается в систематическое единство лишь в процессе сложной работы, руководимой идеалом научного познания»4. Наука может разрешать «стоящие перед ней сложные задачи, всегда и неизбежно лишь опираясь на ту или иную систему руководящих принципов и технических правил исследования. Совокупность таких принципов и правил исследования и составляет метод науки. Сюда относятся руководящие принципы (точки зрения) и правила, касающиеся образования научных понятий, объяснения явлений, установления и формулировки законов, построения адекватных суждений и теорий». Каждая наука создает собственную систему понятий, которые интегрируют известную сумму знаний. Поскольку знания отражены в суждениях. каждое понятие по своей форме — это сокращенное суждение или совокупность таких суждений, а по своему содержанию понятия могут быть общими, индивидуальными. Общее понятие образуется путем абстрагирования от индивидуальных различий, присущих конкретным явлениям. А потому наука, опирающаяся на систему общих понятий, называется номографической- 3 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 140. 4 Там же. 5 Там же. С. 142. 506 Номографическое познание строится на системе общих понятий и законов, а идеографическое — индивидуальных. Основными разделами номографической экономической теории являются: статика, динамика, генетика6. Чем более общим является понятие, тем шире его объем и беднее содержание. Следовательно, поднимаясь по ступеням абстракции, наука движется ко все более бессодержательным понятиям. Общее понятие — это результат сложной и долгой аналитической работы, выделения сущности явления, установления сходных черт между множеством индивидуальных событий, выявление типичного в них. Общие понятия образуют иерархию, благодаря ей наука составляет общую схему строения действительности и тем самым вносит порядок в бесконечное многообразие индивидуальных явлений. Такова главная функция общих понятий — систематизировать и классифицировать наши знания. Научное знание формируется у Кондратьева из двух типов: необходимого, т.е. всеобщеобязательного (знание общественных законов), и вероятностного, основанного на эмпирических данных. В зависимости от характера законов нужно различать законы изменения и законы соотношения7. Законы соотношения указывают на единообразие: связи причин и следствий, существования явлений, строения явления или вещи. Примерами таких законов служат: закон тяготения, законы строения кристаллов и организма, законы морфологии общества и хозяйства, социально-экономических институтов, законы равновесия рынка и др. Законы изменения указывают на единообразие явлений во времени, например: закон тенденции нормы прибыли к понижению, закон наследственности Менделя, законы роста организма, закон роста населения, концентрации производства и др. Научное знание есть всегда знание не о вещах, а об отношениях8. Кондратьев предпринял попытку классификации экономических законов, выделив статистические, динамические (наблюдающиеся в «ходе событий во времени»), каузальные, или причинно-следственные (обязательные при наличии соответствующих условий), а также эмпирические (допускающие различные отклонения и исключения) закономерности. В зависимости от характера научного познания нужно различать абстрактные законы, которые распространяются на всю область действительности, и эмпирические законы, распространяющиеся на ее ограниченные временем и местом фрагменты. По мысли Кондратьева, причинность и случайность очень странным образом переплетаются в нашей жизни. Оказывается, причинность, а стало быть, и связанная с ней необходимость — это категория самого бытия, а случайность — категория нашего познания9. Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 275. 7 Там же. С. 192. 8 Там же. С. 184.Там же. С. 176. 507 Научное знание, ограниченное фактологическим материалом и несовеп шенством методов сбора информации, всегда носит вероятностный харак тер. Здесь открываются не законы, а закономерности. «Если закономерность есть результат действия большого числа, то отсюда следует, что всякая закономерность всегда лишь вероятностна»'". Закономерность есть средний ре зультат бесконечно быстрых и многочисленных движений и столкновений11 Кондратьев приводит следующий афоризм: «Законы — это русло, по которому течет поток фактов; факты прорыли его, хотя они же ему и следуют» Кондратьев большое внимание при рассмотрении природы и характера социально-экономических отношений уделяет анализу каузального и тесло-гического подходов. Согласно каузальному подходу, социальные науки дот-жны опираться только на категорию причинности, ориентируясь на естествознание. Однако для общества социальный детерминизм не подходит Социальные акторы со своими интересами, мотивами, ценностями совершают заранее планируемые поступки по достижению поставленных целей. Потому здесь действует целе- или телеологический подход, допускающий не только однозначное, но и многозначное соответствие между причиной и следствием, а потому открывающий двери для теоретико-вероятностных методов. По мнению Кондратьева, наука различает пять наиболее общих классов явлений действительности: мир величин; мир физико-химических явлений; органической; психической; социальной жизни. Каждый из них разветвляется на систему более частных классов и подклассов. Внутри подклассы представляют не аморфное образование, а группу явлений, обладающих определенными признаками, которые сближают элементы данного класса и придают ему внутреннюю однородность12. А границы между классами, например между органическими и неорганическими явлениями, неясны и расплывча-
Степень распространенности явлений Рис. 24. Классификация явлений по Кондратьеву 10 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 222. 1' Там же. С. 230. 12 Там же. С. 8. 508 ты, так что нельзя с точностью сказать, к какому именно классу относится конкретное событие. Более того, явления одного класса зависят от явлений другого, причем степень зависимости нарастает по мере перехода от физико-химических явлений к явлениям социальным. В результате самыми зависимыми и несамостоятельными оказываются явления общественные. На вершине мира у Кондратьева, как в свое время у Конта и Энгельса, расположились социальные явления —самые сложные (рис. 24). И науки, их изучающие, также должны относиться к самым сложным. Чем ниже расположен ряд событий, тем он проще, но тем шире сфера его распространения. В результате наименее распространенными во Вселенной оказываются социальные явления. Возможно, что так оно и есть, хотя доказать данный тезис современная наука не берется.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»