Аграрные общества {их еще называют земледельческими) появились в различных регионах мира в результате неолитической революции. Специализация племен на скотоводстве и на земледелии вызвала рост продукции, которую легко можно было обменять на другие товары. Аграрному обществу предшествовали культура охотников и собирателей, ро-доплеменной строй и вождества. Сменили его индустриальное и постиндустриальное общества. Таким образом, аграрное общество находится как бы посредине исторической шкалы общества, образуя его стержень. Выбор земледелия в качестве такого стрежня вовсе не случаен. Доместикация животных и растений в эпоху неолитической революции стала поворотным пунктом в нашей истории, и сегодня без земледелия и сельского хозяйства не может обойтись ни одна страна. Построим историческую хронологию человеческого общества: Тип общества Период существования Общество охотников-собирателей 40 000—10 000 лет до н.э. Аграрное (традиционное) общество 10 000 г. до н.э. — 1750 г. н.э. Древневосточные империи (рабство) 3500-600 гг. до н.э. Античные государства (рабовладение) 600-е гг. до н.э. — 500-е гг. н.э. Европейское средневековье (феодализм) 500-1750 гг. Индустриальное общество (капитализм) 1750-1970-е гг. Постиндустриальное общество с 1970-х гг. по настоящее время Как видно, период существования аграрного общества короче, чем предшествующего первобытно-общинного (культура охотников и собирателей) в 3 раза, но продолжительнее, чем последующего индустриального общества, в 6 раз. Аграрное общество знает две формации — рабовладение и феодализм, индустриальное — лишь одну, а именно — капитализм. Древневосточные империи в таблице отмечены рабством вовсе не случайно. Оно принимало здесь более мягкие, размытые и почти домашние формы. Напротив, античные государства — Древняя Греция и Древний Рим, возвели рабство, придали ему не только юридические и правовые формы, но и со- 217 циальные и политические. Если рабство являлось одним из самых древних и крупных социально-экономических институтов, а такова эпоха древневосточных империй, то рабовладение — это уже целая общественно-экономическая формация, классическими представителями которой являлись Древние Греция и Рим. Ранее уже говорилось, что понятия «доиндустриальное общество» и «традиционное общество» в социологии и антропологии используются в качестве синонимов. Первый термин указывает на то, что данное общество предшествовало индустриальной революции, второй термин — что в данном обществе доминируют, преобладают и даже господствуют обычаи и традиций во всех сферах жизнедеятельности. Если мы теперь, после проведенных разъяснений, добавим сюда понятие «аграрное общество» и примем его в качестве третьего синонима, то окажется, что мы указали на еще одну отличительную черту такого общества, т.е. способ производства — земледелие. В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их
и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут существовать столетиями в качестве устойчивых стереотипов. Соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций1. Традиционное общество — это мозаика сословий, племен, кланов, сект, линиджей, джати, конфессий, миллетов и других этнических образований, которые возникли в глубокой древности и существовали на протяжении многих тысячелетий. Оно отличается от современного рядом важных особенностей: зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность развития; коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональное™; авторитарный характер власти; отсутствие отложенного спроса, т.е. способности производить в материальной сфере не ради насущных потребностей, а ради будущего; предэкономический, предындустриальный характер; отсутствие массового образования; преобладание особого психического склада — недеятельной личности; преобладание локального над универсальным и др.2 К факторам, организующим социальную структуру традиционного общества, относятся: этноязыковая принадлежность (разделяющая валлонов и фламандцев, поляков и литовцев, турок и арабов); конфессиональная принадлежность (разделяющая турок и азербайджанцев, фламандцев и многих голландцев, сербов и хорватов); культурно-историческая традиция (раздели- 1 Стенин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. — http://philosophy.ru/library/fnt/OO.html. 2 Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения. — http://koi.logic.ru/Russian/vf/Papers2000/fedotova_4_2000.htm. 218 юшая чехов и словаков, португальцев и галисийцев, сербов и черногорцев); наличие плотного, относительно однородного территориального ядра, служащего как бы центром кристаллизации будущей нации. Огромную роль играют количественные размеры группы (можно сравнить судьбы, скажем, словенцев и лужичан) и географическая уединенность (что ярко видно на примере Исландии или Ливана)3. Древние Индия и Китай, Египет, Вавилон, Греция и Рим, Византия и феодальная Европа — все это традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного уклада жизни.
Таким образом, три термина: «аграрное», «традиционное» и «доиндустриаль-ное» — с разных сторон описывают одно и то же общество. Индустриальному обществу повезло меньше — у него лишь один синоним, а именно «капитализм». В аграрную эпоху избыточный продукт, характерный для периода вож-деств, сменился прибавочным продуктом, который в отличие от первого можно использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. Избыточный продукт намного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку приходится влачить жалкое существование и весь рабочий день посвящать добыванию пищи. Недаром социологи говорят, что традиционное, прежде всего первобытное, общество — это то, где у людей нет досуга. Именно с земледелием ученые связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии, но не как случайного и непрофессионального занятия, предполагающего преклонение перед сверхъестественными силами природы, а как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной профессиональной группы профессиональных жрецов. Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что 1 кв. км земли стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возделывания вынуждали людей «кучковаться» в новый тип социальной общности — в территориальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков. Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые государствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ре- Львин Б.М. К вопросу о становлении национальной государственности в России. — http:// www.libertarium.m/old/party/lvin/russia.html. 219 месленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю; это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие для изготовления продукции на продажу. Первые раннеклассовые государства на Древнем Востоке были островами в море первобытных обществ. Но постепенно их становилось все больше, с исторической периферии они переместились в центр мировой культуры и начали играть ведущие роли. На протяжении нескольких тысячелетий между цивилизационным ядром, т.е. мощными империями и античными государствами, и первобытной периферией4, которую составляли отставшие в своем развитии народы, складывались весьма непростые, а порой и трагические взаимоотношения. Вторые для первых составляли источник рабов, а первые для вторых — объект кровавых набегов. Великое переселение народов, т.е. нашествие варваров на Римскую империю в IV в. н.э., и мировой рынок рабовладения, который организовали в Новое время Испания и Португалия, — два наиболее ярких и драматических примера подобных отношений. Колониальная экспансия позднесредневековых Испании, Португалии, Нидерландов, Англии несла народам заокеанских стран массовое истребление или ограбление природных ресурсов. Были полностью истреблены тасманийцы и прибрежные племена Австралии, исчезло немало племен Латинской Америки и 2/3 индейского населения США. В результате работорговли погибло до 100 млн африканцев. Остальное население было вывезено на плантации либо загнано в резервации. Правда, потребительский подход развитых стран к развивающимся обернулся для них самих боком: Испания и Португалия после непомерного обогащения пришли в упадок. О возникновении земледельческой цивилизации говорят археологические находки, прежде всего монументальные сооружения. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия столько людей, общество, а это происходило в начале IV тысячелетия до н.э., должно было иметь огромные запасы прибавочного продукта. А для его создания производительность труда должна была так подскочить вверх, как не снилось охотникам и собирателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 40—60 человек построить такие сооружения? Для того чтобы сделать политическую, социальную и экономическую связь между общинами особенно крепкой, люди решили руководить их жизнью из единого центра, а все племенные ресурсы слить воедино. Появилось централизованное государство, которое управляется из единого центра — 4 Первобытная периферия — ареал первобытных обществ, сосуществующих и взаимодействующих с цивилизациями. Возникает с появлением на Земле первых классовых обществ и постепенно суживается в древности, в средние века и в новое время, занимая сейчас лишь небольшую часть ойкумены. 220 столицы, где находится дворец фараона или короля. Выгода централизации состояла среди прочего в том, что можно было: ♦ без опасения подвергнуться нападению местных банд совершать торговлю на большие расстояния; ♦ сооружать грандиозные ирригационные каналы для орошения засушливых районов страны; ♦ разрешать споры и конфликты между местными князьками на основе единых норм и правил; ♦ отражать нападение сильного врага объединенными войсками; ♦ ввести в стране единую денежную валюту и тем самым облегчать торговлю и производство товаров. Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельских поселков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности. Древние империи возникли в речных долинах Ближнего Востока 5500 лет назад. Земледельческие поселки превращались в города. Первыми городами-государствами были Шумер (южный Ирак) и Элам (юго-западный Иран). Приблизительно 4800 лет назад население Урука, самого крупного города в древней Месопотамии, достигало 50 тыс. человек. Однако с развитием ирригации и увеличением численности населения в обществе начались конфликты из-за воды и земли. Их не хватало на всех. Соседи совершали друг на друга опустошительные набеги. Население искало защиты в укрепленных городах. Города превратились не только в центры торговли, ремесел, управления, но и в оборонительные крепости. Там обязательно находились крупные воинские гарнизоны. Стало быть, правитель страны получил дополнительный аргумент в споре с местными князьями, пытавшимися оспорить его власть и самим возглавить страну. Сильные города становились опорой централизованного государства. Грамотность и религия сыграли ключевую роль в экономике Месопотамии. К тому времени была изобретена письменность, и до нас дошли записи жрецов, касающиеся экономической деятельности. Хотя государства могли существовать и без письменности, но она облегчала передачу и хранение информации. Мы знаем, что месопотамские священники занимали важные политические посты: они управляли скотоводством, земледелием, производством и торговлей. Жрецы распределяли корма и пастбища для скота и ослов, которые использовались для вспашки земель, а также в качестве вьючных животных. Централизованная обработка земли под руководством храмов и орошение способствовали успешному развитию общества. Постепенно политический контроль над обществом усиливался. Он распространялся на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства, торговли. Жрецы выполняли одновременно роль и религиозных, и политических 221
деятелей. Они выступили первыми в мире менеджерами. Священники собирали и распределяли мясо, молочные продукты, одежду, растения, рыбу, инструменты и предметы торговли. Им подчинялись крестьяне, гончары, рабы, переносчики грузов, камнетесы, ювелиры и ремесленники, ткачи, скульпторы и другие группы населения. Важной частью работы по управле нию обществом являлось составление законодательства и слежение за неукоснительным его исполнением. Чиновники постепенно концентрировали в своих руках всю судебную власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития — фазе правового общества. При царе Ха-мураппи (за 2,5 тыс. лет до н.э.) впервые появляется писаное право. Право — совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной силой органов государства — полицией и судами. Развитие земледелия и торговли привело к росту населения и его концентрации в крупных городах. Одним из древнейших центров рабовладельческого мира явилась Передняя Азия. В течение веков политическая карта этого обширного района не менялась. В результате внутренних потрясений, войн и захватов рушились одни государства, а на их месте возникали другие. В начале I тысячелетия до н.э. здесь образовалась первая крупная рабовладельческая империя — Ассирийская держава, включившая в свой состав большую часть Передней Азии и Египет. Захват чужих территорий обеспечивал приток массы материальных ценностей и рабов, огромной дани. Все это обогащало военнослужилую знать и жречество Ассирии. В конце VII в. до н.э. Ассирия пала под ударами Вавилонии и Мидии. Победители разделили между собой ассирийское наследство, но, в свою очередь, уступили место новой, нарождающейся Персидской империи. Подавляющее большинство политических систем, существовавших в до-индустриальную эпоху, следует причислить к авторитарным, а из этих авто- 222 ритарных подаачяющая часть относилась к монархиям. Несмотря на очевидные ограничения личной свободы при авторитарном режиме, вмешательство государства в жизнь сельской общины или ремесленной корпорации прошлого было невелико. Так, в средневековой Европе сохранялась автономия крестьянских общин, ремесленных союзов, цехов, ассоциаций, монастырских братств и т.д., причем государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь. Власть государства усилилась в индустриальную эпоху, а в некоторых странах она дошла до крайности, приняв извращенные формы тоталитаризма. В аграрную эпоху человеку трудно было сочетать заботу о повышении продуктивности хозяйства с обеспечением своей защиты. Накопление излишков связано с землей — постоянным объектом нападений и войн. Крестьянам приходилось постоянно держать оборону не только от внешних врагов, но и от чиновников. В этот период формировались мировые империи, с многочисленной армией наемников, которые возможны только за счет налогов. Уже в античную эпоху сложилось острое противоречие между реальными возможностями аграрной культуры и сосредоточенной в городах государственной властью. Возникновение конфликта относится еще к VIII—IV вв. до н.э., когда греческие крестьяне, объединившись, создали на началах самоуправления так называемые полисы, которые со временем стали известны как города-государства. В Римской империи, по мере того как расстояние от мест выращивания пшеницы, винограда и оливок до метрополии увеличивалось, а иерархия становилась все более ступенчатой, этот конфликт углублялся и перерастал в постоянное противоречие. Городские парки и дворцы греко-романской культуры выросли на могучих плечах сельскохозяйственного сектора общества, составлявшего около 80% населения. Города играли роль центров, где жили, правили, свершали традиционные обряды землевладельцы, где концентрировались ремесленники и торговцы5. Еще один источник конфликтов — деление населения не по родоплемен-ному, а теперь уже по территориальному принципу. По мере того как истощались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению населявших их групп людей. Как вы думаете, кто чаще нападал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. Поскольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удесятерялась. История аграрных государств — это история непрекращающихся войн за лучшие земли. Собственно говоря, государство, как политическое объединение нескольких племен, понадобилось для защиты от «бедноземельных». Обитатели плодородных земель заключили между собой соглашение об объединении усилий для защиты от обитателей истощенных земель. Существенно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т.п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой появляются профессионалы, обслуживающие экономические интересы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т.п.). В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО И ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»