Как мы выяснили, исходная точка исторического движения к обществу — стадо предлюдей (обезьянолюдей). Социальная структура сообщества австралопитеков представляла собой небольшую группу, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин, взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины — другую. Вряд ли в это время между сородичами существовали какие-либо человеческие чувства или их аналоги, например, помощь больному, сострадание к умирающему. Австралопитеки еще даже не хоронили своих товарищей, и это говорит о многом20. ю Первыми начали заботиться о своих больных соплеменниках и хоронить умерших только неандертальцы. 130 Гаремная группа состояла из одного физически сильного самца, нескольких самок и их общих детенышей. И эти формирования не являются еще собственно человеческими, поскольку встречаются у многих видов животных. Так, структура табуна включает гаремные группы с жеребцом — доминантам, группу холостых жеребцов, которые держатся обособленно, группы «лично привязанных» животных и др. У гаремного вида — гориллы — во многих группах имеется более одного самца, участвующего в репродукции. Социальная структура шимпанзе зависит от места обитания. В периоды сильной засухи стада павианов анубисов формируют необычные для себя группировки, которые напоминают гаремы павианов и гамадрилов. Ближайшие родственники человека — шимпанзе и бонобо — патрилокальны: самцы проводят всю жизнь в той группе, в которой родились, а взрослые самки обычно переходят в другие группы. Однако при общем преобладании такой системы обмена особями некоторые самки обезьян проводят всю жизнь в родной группе. Надо, видимо, согласиться с мнением М.Л. Бутовской, что «социальные структуры и отношения в сообществах обезьян очень разнообразны. Поэтому вряд ли уместно строить однолинейные, жесткие модели социальной эволюции человека или основывать их на анализе поведения какого-либо одного вида приматов или только сообществ современных охотников-собирателей»21. Откуда у матерей-одиночек, воспитывающих пару-тройку детенышей, вдруг появился самец-покровитель, неизвестно. Вероятно, параллельными путями формировалось несколько вариантов социальной структуры предлю-дей, но у каждого вида гоминид она была своей. По эволюционному времени группы такого рода, видимо, появлялись позднее материнско-детских групп. Прежде всего у животных образовалась потомственная связь, как минимум двух поколений (мать—ребенок). Природа позаботилась о том, чтобы она была закреплена наиболее сильным образом — биологическим инстинктом. На следующих витках потомственная связь преобразуется в кровнородственную связь. Из нее возникнет будущая система родства с осознаваемыми и почитаемыми предками: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети. Сеть родства с самками ближайших и дальних родственников буквально через эволюционную ступеньку станет первой в истории человечества социальной системой — основой и фундаментом общества людей. Первой, но не единственной. И даже не главенствующей. Общество так уж устроено, что воинствующее начало берет верх над началом миролюбивым, самцы доминируют над самками, мужчины — над женщинами. Такой общественный порядок, укреплявшийся на протяжении многих тысячелетий, называют патриархатом. В жизни гоминид социальные связи самок существенной роли не играли, зато тенденции к объединению самцов со временем усиливались, поскольку «боевое братство» способствует успеху в охоте, защите от хищников или соседних сообществ, а значит, и выживанию группы в межвидовой борьбе. Средняя продолжительность жизни животного в стаде значительно короче биологически возможного предела или, например, жизни в заповеднике или зоопарке. Одним словом, стадо не защищает слабого, если это не самка или 21 Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры. — http://www.follow.ru/article/186. 131 детеныш. В человеческих сообществах, даже самых примитивных, все гораздо сложнее. Они защищают слабых, немощных старцев и не только помогают и жалеют их, но зачастую и оказывают им особые знаки внимания, уважения, симпатии. Именно эти чувства — сострадание и альтруизм — отличают общество от стада. Они были приобретены человеком в процессе долгого антропогенеза22. Вероятнее всего, что стадо формировались по биосоциальным законам, общим для всех стадных животных23. К примеру, лучшие куски доставались самым сильным, самок и детенышей защищало все стадо, а старых и немощных представителей отдавали в качестве естественной дани на съедение хищникам, всем тем, кто охотился на двуногих наземных полуобезьян. А в поединках за самку с более слабыми безжалостно расправлялись более сильные и умевшие лучше использовать каменное оружие. Важное отличие состоит в том, что предлюди объединялись не под давлением биологического инстинкта, а ради удовлетворения таких потребностей, которые в одиночку они никак не могли бы удовлетворить, например для защиты территории, обороны от хищников, продолжения рода или совместной охоты. Итак, стадо предлюдей знало две формы социальной организации: мати-ринско-детскую и гаремную (рис. 23). Они послужили переходной ступенью от стада предлюдей к стаду людей. С социологической точки зрения между ними существует очень серьезное различие. Дело в том, что материнско-дет-ские группы имеют только горизонтальный тип социальных связей. В них нет доминирования, господства, подавления, но есть забота, воспитание, обучение. Гаремные группы организованы по принципу вертикальных связей, они иерархичны. Здесь есть лидеры, господство, насилие и подчинение. Два разных начала, но оба, несмотря на свою противоположность и кажущуюся выигрышность первого варианта, эволюционно были необходимы человеческому обществу. Мы это знаем по себе. Макросоциальная, государственная жизнь устроена иерархически, а внутрисемейная формируется на горизонтальных принципах человеческих связей. Вполне возможно, что обе разновидности группы представляли собой не последовательные ступеньки, а два подвижных состояния стада предлюдей, существующие одновременно.
Рис. 23. Эволюция от стада предлюдей к стаду людей 22 Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995. С. 183. 23 Там же. С. 181-182. 132 Подобную гипотезу высказал выдающийся отечественный историк Б.Ф. Поршнев24. Вовсе не случайно он называл стадо предлюдей «тасующимся стадом». То было стадо особого рода: то разбухая, то уменьшаясь, то распадаясь на единицы, оно не имело постоянного состава. Одна и та же особь могла оказываться последовательно членом разных сообществ по мере их соединений, разъединений, тасовки. В подобных группах не могло быть стойкого семейного ядра, вроде семейных групп гиббонов. У предлюдей самцы составляли более мобильный, чем связанные молодью самки, социальный компонент стада. Потому Поршнев называет их зоогеографическим элементом (это как приходящий папа сегодня). Оторвавшись от своих самок, он уже не возвращался к ним, а примыкал к другим, таким же случайным материн-ско-детским группам. Стаду предлюдей в целом присущ пока еще биологический образ жизни. Передвигаясь на огромные расстояния в поисках подходящей пищи (это был период великого оледенения), они питались чем попало и как попало. Условия жизни вели к неизбежному разрыву стадного сцепления: самки с молодняком отставали, отрывались от взрослых самцов, причем не временно, а без всякой надежды соединиться вновь. На гигантской карте территориальной миграции самцы присоединялись к самкам с молодняком только на время. Затем разъединялись и соединялись с новыми группами. Таковы возможные причины появление так называемого промискуитета — беспорядочных половых сношений, явления, логически доказанного как исходная ступень человеческой семьи, хотя совершенно не характерного для животных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕРЕХОД К СТАДУ ПРЕДЛЮДЕЙ» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»