Согласно принятой теории, пока еще не успевшей учесть новейшие археологические открытия 2000-х гг., человекоподобные существа (гоминиды) начали развиваться из человекообразных обезьян около 4 млн лет назад в Африке. Первые гоминиды, получившие название австралопитеков, имели тело, напоминавшее человеческое, а голову, больше похожую на голову обезьяны. Австралопитеки около 2 млн лет назад превратились в Homo habilis, еще через полмиллиона лет появился Homo erectus, который мигрировал в Европу и Азию. Примерно 200—300 тыс. лет назад появились первые представители Homo sapiens, еще мало похожие на современного человека. Около 100 тыс. лет назад возник неандертальский человек, который расселился по Европе, Африке и Среднему Востоку. Наконец около 40 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке или в Азии появляются первые представители современного человека. Названные Homo sapiens, они проникают в Европу и вытесняют неандертальцев, которые постепенно вымирают. Зачатки современной цивилизации впервые появились 10 тыс. лет назад. Принято считать, что эволюция человека протекала только в Старом Свете. Племена, жившие в Новом Свете, переселились туда из Азии не раньше чем 30 тыс. лет назад. Таковы общепринятые представления об эволюции человека. В отличие от них Australopithecus robustus и Australopithecus ramidus принадлежат к обезьянам. Homo Sapiens и Homo sapiens sapiens — полноправные представители человека в современном понимании слова. К переходным формам 32 отнесены Homo habilis и Homo erectus,. в них сочетаются черты обезьяны и человека. Но в отличие от двух других переходных форм, указанных выше, человеческие черты уже преобладают над животными. Правда, у Homo habilis их меньше, а у Homo erectus — больше. Вид гоминид Период существования, лет назад Australopithecus ramidus 5-4 млн Australopithecus afarensis 4-2,7 млн Australopithicus africanus 3-2 млн Australopithecus robustus 2,2-1,0 млн Homo habilis 2,2-1,6 млн Homo erectus . 2-9,4 млн Homo sapiens 400-200 тыс. Homo sapiens neanderthalensis 200-30 тыс. Homo sapiens sapiens* 130 тыс. и до настоящего времени Период становления и развития человеческого общества до цивилизаций называется каменным веком. В истории каменного века выделяют три эпохи: палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век), неолит (новокаменный век). Следующую за неолитом эпоху называют энеолитом (меднокаменный век). Он открывает эпоху металла и цивилизаций. Палеолит делится наряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (3—1,5 млн лет назад), Ашель (1,5 млн — 100 тыс. лет назад), Мустье, или средний палеолит (100—40 тыс. лет назад), и поздний (верхний) палеолит (40—10 тыс. лет до н.э.). Мезолит длился от 10 до 8— 7 тыс. лет до н.э., неолит — от 8—7 тыс. лет до 5—4 тыс. лет до н.э., энеолит — 4—3 тыс. до н.э. В истории первобытного общества в последнее время выделяют три эпохи: эпоха первобытного стада, или праобщины, а также антропосоциогене-за; она занимает огромный период от Олдувая до Мустье; эпоха первобытной родовой общины начинается в верхнем палеолите и заканчивается к эпохе раннего металла; эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины. В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира, образуется общество. Кроме того, всю историю человечества можно условно поделить на два периода. Первый и самый длительный представлял собой безоговорочное господство естественного, дикого начала и робкие попытки искусственного, культурного начала потеснить монополию первого. На протяжении миллионов лет первобытный дикарь превращался в цивилизованного мужчину и женщину. Когда свершилась победа, никто толком не знает, ибо еще в средневековье говорили о диких нравах, господствовавших в европейском обществе. Увлекшись борьбой, человечество не заметило, как перешло точку равновесия двух начал и свело естественное к тому опасному минимуму, за которым начинается процесс дегуманизации культуры. О чем сегодня спорят ученые, общественные деятели, писатели? О бездушных технологиях, вытес- 1 Включая кроманьонского человека. 33 няющих человека из производства, роботах и роботизированных комплексах, компьютеризации творческого и мыслительного процесса, технологических монстрах-городах, пожирающих последние остатки живой природы. Вслед за вытеснением естественного искусственным в материальной сфере наступает очередь для его вытеснения также из духовной сферы. Исчезают неповторимость и национальное своеобразие культур. Межчеловеческие отношения черствеют, становятся рационалистичными, бездуховными. Видимо, начиная с первых проблесков XX в. надо говорить о начале второго периода — полного вытеснения естественного искусственным, безоговорочной победы цивилизации над природой. К середине 1950-х гг., а еще очевиднее — к 1970-м гг. победа культуры превращается в пиррову победу. Человечество неумолимо теряло природу вне нас и природу внутри нас. Усилились, а сегодня превратились в господствующее направление общественного развития экологические движения. Сегодня в мире сотни и тысячи организаций, борющихся за сохранение и восстановление природы. Вступление развитых стран в эпоху постиндустриального общества (1970-е) надо считать началом третьего периода — поиска гармонии двух начал — естественного и культурного, восстановления чрезмерно загрязненного или разрушенного экологического слоя Земли. Третий этап совпадает с приходом так называемого постмодернизма. Под знаком постмодернизма проходит сегодня развитие мировой культуры. Итак, первый период — самый протяженный, соответствует традиционной культуре и доиндустриальному обществу, второй (рис. 5) гораздо короче, совпадает с современной культурой (модернизмом) и индустриальным обществом, третий этап — самый короткий (ему нет и 30 лет), совпадает с вступлением общества в постиндустриальную фазу и зарождением постсовременной культуры (постмодернизма). Австралопитек афарский, живший примерно 3,5 млн лет назад, хотя и передвигался на двух ногах и является нашим предком, но еще явно не был человеком. А вот кроманьонец (примерно 40 тыс. лет назад) — уже вполне человек. Между ними — промежуточные стадии, например неандерталец, который, по мнению одних ученых, уже был человеком разумным, по мнению других, не относится к этому виду, хотя и заслуживает почетного места в генеалогическом древе современного человека. Рис. 5 . Три этапа противостояния естественного и искусственного начал в истории культуры 34 К основным историко-эволюционным формам антропогенеза принято относить австралопитеков, Homo habilis, Homo erectus, неандертальцев и кроманьонцев.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ШКАЛА АНТРОПОГЕНЕЗА» з дисципліни «Фундаментальна соціологія»