То, что казалось первым читателям произведени: Кафки фантасмагорическим, ирреальным, абсурдньщ обнаружило, спустя несколько десятилетий, множеств буквальных совпадений с повседневной социальной дей ствительностью. Художественное и социологическое воображение гениального писателя-мыслителя прозрело сквозь завесу времени угрожающую основам цивилизации и неуклонно надвигающуюся на нее устрашающую машину тоталитарного неправа. Оно уничтожает религиозные, нравственные и правовые основания цивилизо-j ванного существования. Под его воздействием человек! утрачивает не только внешние опоры, но и внутреннюю способность к противостоянию его экспансии. Социология Кафки имеет не только художественный, но и метафизический характер. Он как бы «метафизиру-ет» социальную реальность: причины того, что происходит в социальном мире, хотя и находятся за пределами восприятия и понимания героев, но они присутствуют здесь же, рядом с ними, в пределах окружающей их социальной реальности, то есть имеют не сверхфизическую, запредельную, а вполне посюстороннюю природу. Это особый род социологизированной метафизики или «ме-тафизированной» социологии. Согласно ее принципам человеку нет надобности искать первопричины сущего в трансцендентном мире, ибо они скрыто присутствуют в обыденной реальности повседневного существования с его политическими, правовыми, экономическими, моральными и прочими проблемами. Эта их скрытность не только от непосредственного восприятия, но и от целенаправленных рассудочных усилий рационального познания и сообщает им сходство с истинно метафизическими причинами. Кафка не говорит о том, что народами правит злая воля политических узурпаторов и злодеев. В его романах зло анонимно и своими масштабами и неодолимой силой напоминает скорее Мировую волю Шопенгауэра.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метафизическая социология насилия» з дисципліни «Історія західної соціології»