Томас Роберт Мальтус (1766-1834) — английский мыслитель. Был священником англиканской церкви, профессором истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, одним из основателей Лондон- • 172 •
ского клуба политической экономии. Идеи его сочинения «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода» (1798) нашли многочисленных приверженцев среди западных теоретиков и политиков. Известно, что концепция его главной книги сложилась у Мальтуса в полемике с отцом, приверженцем идей Ж. Ж. Руссо и У. Годвина. Социальная футурология Мальтуса исходит из того, что в будущем человечество обречено столкнуться с угрожающими его существованию проблемами, от которых его не спасут никакие общественные реформы. Наиболее сложные и опасные из этих проблем возникнут в результате обострения противоречий между возрастанием численности населения в геометрической прогрессии и увеличением средств существования в арифметической прогрессии. Основными средствами, способными приостановить это обострение, являются негативные факторы, тормозящие рост населения — войны, социальные катастрофы, преступность (убийства), болезни, эпидемии, нищета, голод и т. п. Гуманизм, при всех его прекрасных свойствах, чреват множеством отрицательных последствий. Различные проявления филантропии, взаимопомощи, поддержки, благотворительности лишь будут способствовать перенаселению. Люди должны проникаться сознанием серьезности опасности, угрожающей им и будущим поколениям. Поэтому превентивными средствами, смягчающими действие негативных факторов, следует считать нравственную самодисциплину, практику целомудрия, сексуального воздержания до вступления в брак; этику индивидуальной ответственности за содержание семьи. Если сам Мальтус как священник считал неприемлемыми искусственные средства сокращения рождаемости (контрацепция, аборты), то его последователи стали рассматривать их как важный инструмент снижения роста населения. С позиций мальтузианства тормозом роста численности народонаселения является практика снижения заработной платы, падение ее уровня ниже прожиточного минимума. Оптимальной является • 173 •
модель действия «железного закона заработной платы», предполагающего равенство зарплаты прожиточному минимуму. Мальтузианство считает недопустимыми политико-экономические меры борьбы государства с бедностью, поскольку в результате возникает эффект, противоположный ожидаемому: население возрастает, а бедность сохраняется.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Т. МАЛЬТУС: НЕГАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ» з дисципліни «Історія західної соціології»