В сочинении «Два трактата о государственном правлении», состоящем из двух частей (трактатов), Локк выступил против традиционных взглядов на верховную власть, согласно которым Бог дает избранным властвовать над другими людьми и делает это право наследуемым и неотъемлемым. По его мнению, власть в государстве имеет не божественную, а земную, светскую сущность и является результатом общественного договора. Несоблюдение властителем принципов договора дает подданным право на сопротивление и борьбу за свои права. • 148*
В первой части Локк ведет полемику с английским роялистом Р. Филмером, критикуя его сочинение «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа» (1630), выступая против принципов абсолютизма. Вторая часть охватывает широкий спектр философско-правовых и социально-политических проблем, касающихся естественного состояния, войны, собственности, гражданского общества, форм государственности, деспотической власти и др. Для Локка историческое состояние, предшествующее возникновению государственности, — это состояние свободы и равенства, когда каждый распоряжался своей личностью и собственностью в границах законов природы, не допуская беспредельного своеволия и заботясь о сохранении себя и рода. Люди пребывали в естественном состоянии до тех пор, пока между ними не возникло общее согласие, позволяющее перейти к гражданскому состоянию с установленными законами, наличием властей и судебных учреждений, позволяющих разрешать возникающие конфликты. Локк не проводил отчетливого разграничения между гражданским обществом и государством; они для него соединялись в единое целое как историческую антитезу естественного состояния. Для него естественное состояние, при всей его привлекательности, — низшая ступень человеческого общежития, не позволяющая в полной мере пользоваться преимуществами частного владения собственностью. Это обстоятельство делает необходимым и желательным переход к цивилизованной государственности как гаранту возможностей мирного и безопасного пользования своей собственностью. Властные функции государства предстают как продукт многосторонних конвенций, предполагающих относительное равновесие сил, готовность сторон к диалогам и компромиссам. Государство предполагает наличие законодательной, исполнительной и федеративной власти, которые используют всю свою силу для сохранения общественного целого от разрушений. Но существуют и превратные формы государственной власти (например, тираническое правление), не отвечающие главным и истинным целям цивилизованного общежития граждан. • 149 •
Договорные отношения являются оптимальной моделью социального взаимодействия: они способны уравновешивать как потребности сторон в свободе, так и взаимные обязанности субъектов, ограничивающие их свободу. Возникающая при этом возможность соблюдения естественных прав на жизнь, свободу и собственность составляет основу правопорядка. Важнейшее значение Локк придавал праву на собственность, утверждая, что она священна: генерал, который может приговорить солдата к смерти за неповиновение самым безрассудным приказам, не может, при всей своей абсолютной власти, присвоить хотя бы один фартинг из его имущества. Важный атрибут гражданского состояния — равенство, которое для Локка выступало как равенство притязаний и возможностей, имеющихся в распоряжении граждан. Этот подход не отвергал естественных различий между людьми. Развивающаяся промышленность, сопутствующая ей конкуренция в производстве, торговле, финансах требовали признания в каждом конкуренте свободного, равноправного субъекта. Естественные различия способностей и талантов сочетались с равными условиями конкурентной борьбы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Естественное и гражданское состояние общества» з дисципліни «Історія західної соціології»