Человек, рассматриваемый в его индивидуальности, т.е. в качестве личности, и человек в его родовом понятии, т.е. как все люди, человечество, является, с одной стороны создателем, творцом общества, которое возникает только в процессе человеческой деятельности. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включаясь в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией. Однако сказанное не исчерпывает содержания многогранного процесса, каковым является социализация. То, что мы сказали о ней, концентрирует внимание на вхождении индивида в социальную среду, усвоении им социальных влияний, приобщении его к системе социальных связей и отношений, к нормам и правилам поведения, к ценностям культуры. Если этим ограничиться, то личность предстает как пассивный продукт социализирующего 277 влияния среды. На самом же деле личность в процессе своего формирования очень избирательно относится к внешним воздействиям, включая и самых влиятельных для нее индивидов; она постепенно приобретает способности познания и оценки не только окружающих людей и их действий, но и самой себя. По мере взросления она все чаще осуществляет самостоятельный выбор собеседников, интересов и целей своих действий, т.е. становится все более активным субъектом социальных отношений и взаимодействий. Иными словами, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Этот, очень важный момент преобразования социального опыта как раз и фиксирует не просто пассивное его принятие и освоение, но предполагает активность индивида в личностном переосмыслении и преобразовании социального опыта, возникновение у него стремления и умения осуществлять «индивидуализированную прибавку» к уже существующему опыту, продвигать его на новую ступень. В таком понимании социализация существенно расширяет диапазон своего действия, а формирующаяся в процессе его осуществления личность предстает не только в качестве объекта, но и активного субъекта общественных отношений и взаимодействий, испытывающего влияния окружающей социальной среды и одновременно влияющего на эту среду, на ее изменения. Таким образом, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта. «Поскольку личность, - подчеркивает выдающийся американский социолог Т. Парсонс, — это усвоенная в процессе обучения организация индивида, процесс социализации имеет решающее значение для ее формирования и функционирования» (7; 503). Различаются две основные формы социализации — направленная и ненаправленная. Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных 278 социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида is непосредственном социальном окружении — в кругу семьи, сверстников, сослуживцев и т.п. Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание - процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности. Направленная и ненаправленная, стихийная формы социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае может возникнуть конфликтная ситуация, осложняющая и затрудняющая процесс социализации. Поскольку стихийная форма социализации, детерминированная преимущественно микросоциалыюй средой (семья, компания сверстников и т.п.), нередко несет в себе немало устаревших, отживших норм, правил, стереотипов поведения; она может наряду с положительным воздействием на личность оказать на нее негативное влияние, способное подтолкнуть ее к отклоняющимся от общепринятых в обществе норм, к социальной патологии. Следовательно, стихийная социализация без включения механизмов направленной социализации может стать ущербной как для формирования личности, так и для определенной социальной общности и общества в целом. Поэтому очень важно ее дополнение, а в некоторых случаях и преобразование корригирующим целенаправлен-: ным влияниям направленной социализации. Однако и направленная социализация отнюдь не во всех случаях приводит к положительному воспитательному результату, особенно тогда, когда она применяется в антигуманных, реакционных целях (например воздействие фашистской идеологии, проповедь расизма, деятельность деструктивных религиозных сект, наподобие сатанистов и др.). Поэтому направленная социализация может привести к позитивному формированию личности только в 279 том случае, если она осуществляется в соответствии с высокими] нравственными критериями человеколюбия, свободы совести, мо-1 рального долга и ответственности, в соответствии с принципами и нормами демократического общества. Если исходить из известного утверждения, согласно которому человеком рождаются, а личностью становятся, то процесс социализации по своему содержанию есть процесс социального становления и развития личности, который начинается с рождением индивида и продолжается всю его жизнь. Весьма существенным началом, посредством которого осуществляется социализация личности, является ее идентификация... Сущность ее заключается в том, чго человека формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми он себя соотносит, не те нормы и правила, которые существуют в обществе, а те из них, с которыми он себя отождествляет. Каждый индивид причисляет себя к определенной группе, т.е. идентифицирует себя, свое «Я» с другими «Я», которые в своей совокупности составляют определенное «мы» (этническое, территориальное, социокультурное, политическое и т.п.), которое и цементирует несколько или множество личностей в социальную общность. Понятие идентификации было введено в науку знаменитым австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом первоначально для обозначения эмоциональной привязанности ребенка к матери, а впоследствии- в более широком понимании- стало трактоваться в качестве центрального социально-психологического механизма формирования способности индивида к самопознанию и саморазвитию. Известные американские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и другие интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождения его в определенную социальную группу, как процесс формирования социальных установок. Согласно Дж. Миду индивид, чтобы стать самим собой в] личностном плане, т.е. обладать самостью, должен быть членом] какого-то сообщества. Он «является индивидуальностью постоль-1 ку, поскольку принадлежит к какому-то сообществу, поскольку] перенимает в своем собственном поведении установления этогс сообщества (6; 233). Только принимая установки определенного сообщества пс отношению к себе, индивид начинает осознавать себя в качестве 280 члена данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою индивидуальность. Организованное же сообщество (социальную группу), которое обеспечивает индивиду единство и развитие его самости, Дж. Мид, Т. Парсонс и другие социологи называют «обобщенным другим». Установка сообщества - это и есть установка обобщенного другого, воспринимая и усваивая которую, личность идентифицирует себя с данной общностью и одновременно соответствующим образом направляет свое собственное поведение. «Именно в форме обобщенного другого, — пишет Дж. Мид, — социальный процесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов» (6; 227). Индивид же в таком случае принимает установку обобщенного другого, поскольку она выражается в установках по отношению к поведению тех или иных индивидов, вместе с которыми он вовлечен в данную социальную ситуацию или данное социальное действие. Он становится самосознательной человеческой личностью как раз в той мере, в какой принимает организованные социальные установки данной социальной группы, к которой он принадлежит, по отношению к социальным проблемам разного рода, с которыми сталкивается эта группа или сообщество. Например, в политике индивид отождествляет себя с политической партией и принимает организованные установки этой партии по отношению к остальной части общества, к существующим в обществе социальным проблемам и социальной ситуации, поступая в соответствии именно с такими установками. Однако развертывание процесса социализации, включая действие таких важных его социально-психологических механизмов, как идентификация и влияние обобщенного другого, во многом зависит не только от направленности и силы социализирующего влияния социального окружения — группы, общности и т.п., но и от индивидуальностей формирующейся личности, являющихся внутренними условиями, через которые преломляются внешние воздействия. Внутренний мир личности, рассматриваемый как сложная динамично развивающаяся система, предстает в своем функционировании в качестве субъективной стороны личности, определяемой воздействиями окружающей социальной среды, но остающейся, тем не менее, относительно самостоятельной и активной. А многочисленные и разнообразные связи личности с другими индивидами, с условиями ее бытия, определяющими ее жиз- 281 недеятельность, выступают в качестве объективной стороны личности. Обе эти стороны в процессе социализации связаны в единое субъектно-объектное взаимодействие, в процессе развертывания которого и формируют уникальные индивидуальные качества личности как активного субъекта социальных отношений и деятельности. Из огромного многообразия особенностей процесса социализации, проявляющихся по-разному у различных индивидов, социология вычленяет только те факторы, которые могу г характеризовать значительное число индивидуальное гей, а потому способны объединяться в определенные типы, например, возрасшые, половые, профессиональные, субкультурные и г.п. Именно с учетом таких типологических особенностей выделяю! различные этапы социализации. Первый ее этап - младенчество, охватывающее примерно два года жизнедеятельности, доступно ребенку изначально. Основной канал социализации на данном этапе общение Оно начинается с обмена улыбками с матерью, с обращения к ней и к другим вступающим с ним в контакт людьми и к домашним животным (кошки, собаки, попугаи и др.) неартикулированными, но эмоционально-выразительными звуками, а также жестами, мимикой. Постепенно эти средства общения дополняют, во многом их заменяют словесные формы общения и поведения, где слово, которому ребенка учат взрослые, уже обобщает не одно, а несколько ощущений, чувств, ожиданий и т.п., и является продуктом воплощения социального опыта в нормах и ценностях культуры. В связи с такой особенностью развертывания процесса социализации мышление, ценностные ориентации и продуктивное воображение в младенческом возрасте развивается гораздо медленнее и слабее, чем общительность, вырастающая из глубокой привязанности ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, т.е. к тем людям, с которыми он находится в постоянном общении.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ» з дисципліни «Загальна соціологія»