Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного — совсем иной. Социальные нормы — предписанные правила поведения — характеризуют именно роль, а не статус. Роль называют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом: • социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию; • социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям; • социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику. Между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться и тогда становятся социальными нормами, если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого не перестают быть ожиданиями Поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью Иное поведение ролью не является. 150 От учителя ученики ожидают вполне определенного поведе-V. передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать ания. Предположим, в классную комнату вошел человек, едставился учителем (т.е. носителем данного статуса), но по-FI себя неожиданным образом: расставил туристическую палат-, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы, тественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым, от человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако довек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не дющий о его правах и обязанностях, его поведение не сочтет ожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и лжен себя вести, такова его роль. Однако ученики точно зна-I какое поведение (какая роль) должно соответствовать стату-учителя. |Итак, социальная роль невозможна без таких условий, как ндания членов группы, функционально связанных с данным ггусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований наполнению этой роли. i Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, | \роль — их различие. \ Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда И выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по стану — опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости I д. — они похожи друг на друга. Но стоит нам обратить внимание на то, как они понимают Ль члена ученого совета и как ведут себя в соответствии с им пониманием, и личностные особенности выступят на рвый план. Один считает, что его роль как эксперта состоит Критике любых недостатков диссертанта. Другой — что его ль как старшего товарища заключается в помощи и под-ржке молодого ученого, делающего в науке первые шаги. |Тий пришел на заседание отбыть время и формально вы-олнить свою роль. Таким образом, роль — индивидуальное поведение в соответ- II рвии со своим статусом. Выше уже сказано о понятии «статусного набора», введенном ■уку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех стату-I, принадлежащих одному человеку. Р. Мертон предложил и 'Угое, тесно связанное с первым, понятие — ролевой набор — 151
совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одтщ статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Например, ста-туе университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор) клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разные отношения со студентами, Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т. д, Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в- кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета — совсем не те, что отношения, складывающиеся у него со студентами, редакторами журналов или предпринима телями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений. Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика, в значении «вступить в отношения». Просто «от ношение» как статическая характеристика предполагает не взаи модействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасполо женность к нему. Такую готовность принято называть установкой. Итак, параллельно понятию статусного набора применяется понятие «ролевой набор». Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений. Так устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной чиновник ведет себя как начальник не только с подчиненными, но и с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Она переносит стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Она ведет себя автоматически, потому что слилась со своей главной ролью (главным статусом) срослась с ними. 152 Максимальное слияние с ролью называется ролевой иден-<цфикацией, а среднее или минимальное — дистанционировани-от роли. Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения меж-щатусной дистанции. Студент и профессор — не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор тоит выше, студент — ниже. Когда профессор держится на равных со студентами, он сим-Ьически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда сту-нты, не чувствуя реально существующей разницы между ран-|ми, переходят на «ты», это называется фамильярностью — не-■стно развязным, слишком непринужденным поведением по [ношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу Ьдям. То, что человек допускает фамильярность, свидетельствует ]его очень низком уровне идентификации со своим статусом. Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее тепень идентификации с ним. Тем чаще обладатели высокого статуса стремятся при помощи символических атрибутов (ор-жнов, формы, титулов) даже внешне отличаться от носителей щяших статусов. В сообществе осужденных это реализуется в системе «мел-|х исключений». «Элита» должна и внешне отличаться от июстых» осужденных: цветом униформы (ее перекрашивают), нагрудными табличками (готический или древнеславянский Ифифт), толщиной каблука и т. д. Символом отличия может Нгь что угодно, поэтому бороться с такой системой очень трудно. Большинство ролей — пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т. д. — являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незачетно, в них не вкладывается частичка души и своего «Я». ^Напротив, другие роли (их меньшинство), прежде всего свя-■ые с главным статусом, воспринимаются как часть «Я». Их Чотеря переживается особенно глубоко, как внутренняя трагедия. Мужчиной — производителем материальных благ, кормильцем семьи, потеря работы переживается как крушение личности. У безработного изменяются стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система Ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения во Вь статусный набор. 153 Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая систе, ма. С одними ролями человек идентифицирует себя больше (ро. левая идентификация), с другими, второстепенными, меныц( (дистанцирование от роли). Термин «сокращение межстатусно(Щшведены дистанции» описывает характер отношений между двумя и бол& индивидами — носителями разных, но функционально связан-И^жет ных статусов. Социальная роль — это маска, в которую облачается чело век, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: ролвеследуя станет неотделимой частью собственного «Я», все зависит oi степени идентификации с ролью.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальные роли» з дисципліни «Соціологія для юристів»