ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Нова інституціональна економічна теорія

Умения и выбор
Реализация умения включает отбор вариантов поведения, а процесс отбора происходит автоматически. Возникает вопрос: адекватно ли обсуждать этот процесс в терминах "выбора"? В предыдущей главе рассматривался выбор в процессе реализации умения без обдумывания. Поскольку в понятие "выбор" входит много того, что ассоциируется с обдумыванием, применение этого термина к ситуации автоматического выбора может сбить с толку. Как мы уже отмечали, ортодоксальный теоретический подход к вопросу о том, подразумевает ли выбор обдумывание,
122
Часть П. Теоретико-организационные основы... эволюционной теории
носит непоследовательный и двусмысленный характер, но при этом совершенно четко соблюдается принцип резкого разграничения между потенциальной возможностью и поведением в процессе выбора. Эти две вещи, очевидно, связаны друг с другом: выбор из вариантов поведения, имеющий место при реализации умения, обычно не включает обдумывания и является составной частью потенциальной возможности, представленной умением. Здесь возникают глубокие и важные проблемы.
С одной точки зрения, все последовательное поведение в ходе реализации умения является выбранным поведением. Большой спектр имеющихся альтернативных видов поведения постоянно отвергается в пользу последовательности актов поведения, предусмотренной в программе. Когда водитель слегка корректирует руль, чтобы автомобиль ехал по дороге приблизительно по прямой, он "делает выбор": с одной стороны, машина не должна сойти с дороги, с другой — поворот руля не должен быть слишком крутым (иначе машину может занести). Когда он снижает скорость при сближении с впереди идущим автомобилем, его "выбор" состоит в том, чтобы не поддерживать прежнюю скорость и не врезаться сзади в этот автомобиль. Однако любой опытный водитель может подтвердить, основываясь на самонаблюдении, что эти и многие другие микроэлементы умения водить машину обычно отбираются и исполняются без какого-либо привлечения внимания или осознавания. Пока делаются такие акты выбора, сознание может быть занято слежением за знаками уличного движения, составлением плана на день или поддержанием разговора. То, что этот феномен запрограммированного выбора составляет существенную часть умения водителя, становится очевидным, если рассмотреть вариант с человеком, который еще только учится водить: новичок действительно делает выбор — не съехать на обочину, если под ним понимать концентрацию внимания на желаемом и обдуманные действия для его достижения. Умелый водитель не выбирает (обдуманно) расположения машины в пределах дороги, он просто достигает этого как побочного результата выбора при реализации умения водить машину.
Вообще выбор большую роль играет при отборе крупных элементов поведения, чем мелких. В действии, состоящем в том, чтобы направить автомобиль на северный въезд на автостраду, вероятно, содержится больше выбора, чем во множестве легких поворотов руля при движении по прямой дороге. Но при таком
Глава 4. Умения
123
обобщении следует сделать весьма существенную оговорку относительно частоты, с которой повторяется данный элемент поведения. Например, если поворот на северный въезд — часть регулярной поездки на работу в город из пригорода, то его осуществление обладает некоторой степенью автоматизма, присущего микроумениям управления машиной. Такой автоматизм, безусловно, отражает то обстоятельство, что поворот на въезд является только компонентом макроумения "ехать на работу". Он осуществляется запрограммированно, будучи на своем месте в этой большой последовательности актов поведения.
Картина далее осложняется тем фактом, что конкретные элементы поведения, каков бы ни был их масштаб, не приписаны раз и навсегда к категориям выбранных или автоматических. Скорее, обстоятельства, воздействующие на непосредственные цели и распределение внимания исполнителя, являются важным, определяющим фактором того, реализуется ли данный элемент автоматически или же в результате обдуманного выбора. Когда водитель выбирает скорость автомобиля, этот выбор может быть реакцией на установленные ограничения при сознательном взвешивании вероятности контроля скорости и издержек и преимуществ более раннего или более позднего времени прибытия в пункт назначения. Но скорость подвергается и автоматической корректировке как реакции на интенсивность движения, условия езды и другие факторы. Водитель может сделать выбор — обращать внимание на скорость, т. е. он может сосредоточиться на выборе скорости, но может и допустить, чтобы скорость выбиралась автоматически, так же как он автоматически ведет машину в пределах дороги. Важная возможность, в особенности для водителя, недавно получившего повестку в суд за превышение скорости, состоит в том, что он может постараться выбрать скорость, но ему это не удастся: несмотря на его намерения, могут одержать верх его автоматические реакции. Аналогично, возвращаясь к предыдущему примеру, водитель может обнаружить, что он взбирается по въезду на автостраду по пути на работу, когда на самом деле — утро субботы и он намеревался поехать в скобяную лавку.
Следует остановиться на отношении умелого исполнения к его предпосылкам. Выше мы отмечали, что такое исполнение имеет место в обстановке, задаваемой значениями большого Числа переменных; эффективность исполнения зависит от того, находятся ли эти переменные в соответствующих интервалах.
Часть II. Теоретико-организационные
основы... эволюиио!.
Обычно исполнитель полагается на то, что ограничения соблюдаются без сознательных мыслей по этому поводу. В некоторых случаях (и, безусловно, в ситуации, когда факт существования ограничений неизвестен исполнителю) такой бездумной уверенности, возможно, нет альтернативы. В других ситуациях исполнителю представится случай побеспокоиться о возможных затруднениях, и это может привести к тому, что он либо рассмотрит коррективы, которые надо внести в исполнение, либо откажется от исполнения. Например, обычно водитель уверен в эффективном функционировании тормозной системы, но если вдруг беспокойство по поводу опасности отказа тормозов становится объектом сознательного внимания, то водитель может оказаться в ситуации выбора между нормальной уверенностью и какими-то действиями в связи с возможными проблемами. Как и в случае выбора варианта поведения, случайные факторы намерений и внимания определяют, какие из огромного ряда предположительно ненадежных предпосылок могут вызвать обеспокоенность, которая поднимется до уровня сознания.
Теперь можно окинуть взором связь между умениями и выбором. Картина получается сложная, но в целом она представляется резко контрастирующей с тем вниманием, которое ортодоксальная теория уделяет выбору при объяснении поведения, равно как и с настойчивым требованием этой теории проводить строгое различие между потенциальной возможностью и выбором. Умения — глубокие каналы, по которым поведение обычно плывет уверенно и быстро. Это далеко не тот случай, когда поведение должно идти одним-единственным курсом, но примирение между уверенностью и скоростью, с одной стороны, и наличием многочисленных вариантов — с другой, осуществляется благодаря тому, что отбор варианта делается во многом автоматически. Правильные акты отбора из имеющихся в распоряжении вариантов — составные части основного умения: они — акты выбора, заложенные в потенциальной возможности4. Обдуманный выбор играет ограниченную роль: в нормальных усло-
Г.чава 4. Умения
125
4 В работах March and Simon (1958, p. 141 -142) и Schank and Abelson (\ 977, p. 42-57) указывается, что объекты, которые они называют соответственно программами и сценариями, не определяют единственные последовательности актов поведения, а скорее являются сложными объектами, заключающими в себе многочисленные варианты зависимости от сигналов, поступающих и:! окружающей среды, и встроенные "акты выбора".
виях она сводится к отбору той крупномасштабной последовательности актов поведения, которая должна быть инициирована. Такое подавление выбора связано, очевидно, с особенностями умелого поведения, и, вероятно, является условием этих особенностей. С другой стороны, возможно и вмешательство выбора в умелое исполнение. Отбор вариантов, который обычно происходит автоматически, может быть сделан обдуманно или же поведение может полностью отклоняться от умения. Изменения, которые обдуманный выбор вносит в умелое исполнение, существенно расширяют потенциальное разнообразие, гибкость и адаптируемость поведения, но всегда с дополнительными издержками в виде предварительного задействования сознательного внимания, а также ценой того, что прежде плавно протекавшее поведение становится замедленным и неуклюжим.
Таким образом, имеет место своего рода компромисс (tradeoff) между потенциальной возможностью и обдуманным выбором, в конечном счете налагаемый фактом ограниченной рациональности. С одной стороны, преимущества умения заключаются в подавлении обдуманного выбора, помещении поведения в пределы четко определенных каналов и сведении отбора вариантов к одной из частей программы. Этому сопутствует риск того, что хорошо сделанная вещь окажется неправильной или что незамеченная ненормальность обстановки сделает исполнение неэффективным или неуместным. С другой стороны, есть преимущества в непредвзятости, обдуманности' и осторожности при полностью детализированном выборе действий, но есть и сопутствующий риск, что само действие окажется запоздалым, плохо скоординированным и неумелым.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Умения и выбор» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ДИЗАЙН, ЙОГО ОБ’ЄКТИ ТА ПРОГРАМИ
Методика розрахунку витрат
ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
Пароніми
АТ-команди


Категорія: Нова інституціональна економічна теорія | Додав: koljan (17.11.2012)
Переглядів: 552 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП