Рассмотрим сравнительные характеристики фирм (предприятий) в двух аспектах: во-первых, сравним предприятие советского типа (преимущественно государственное) и коммерческую фирму рыночной экономики; во-вторых, дадим сравнительный анализ современной корпоративной формы предприятия в России и за рубежом. Характеристика предприятий и их поведения в административно-командной экономике подробно представлена в обширной литературе27. Общая характеристика целей, собственности, процесса принятия решений, внутренней и внешней среды предприятия советского типа в отличие от фирмы рыночного типа приведена в табл. 6.3. Таблица 6.3 Различия предприятия советского типа и фирмы Характеристика Советское предприятие Фирма 1. Инициатор создания Государственный орган или их совокупность Частное лицо или группа лиц 2. Цель Выполнение плана с нормальной интенсивностью Максимизация прибыли 3. Тип собственности Формально – государственная, реально – собственность властных структур Частная, акционерная 4. Самостоятельность Существенно ограничена властными структурами Полная 5. Принятие решений В рамках плана при заданном обеспечении и распределении продукции Самостоятельное, исходя из целей и возможностей 6. Организация управления Без учета предпринимательских функций С учетом предпринимательских функций 7. Бюджетные ограничения Мягкие Жесткие 8. Внешняя среда Стабильная Наличие риска 9. Взаимоотношения с государством Подчинение командам, исходящим от планового органа Полная независимость(с учетом закона) 10. Заработная плата Фиксированная, на основе единой тарифной сетки Гибкая, в зависимости от предельной производительности труда 11. Координация деятельности работников Вертикальная, на основе выполнения команд дирекции Вертикальная, обеспечение координации 12. Факторы, определяющие систему хозяйственных связей Горизонтальные связи осуществляются через вертикальные (в рамках плана) Минимизация трансакционных издержек 13. Правовая основа Публичное и административное право Частное право
С началом реформ в России стали возникать частные предприятия (преимущественно в сфере малого бизнеса), а прежние социалистические предприятия начали акционироваться, превращаясь тем самым в корпорации. Юридически они являются акционерными обществами, но из-за большой концентрации акций в руках у немногочисленного слоя новых собственников, многие из которых являются руководителями предприятий, поведение таких корпораций во многом аналогично поведению классических предприятий эпохи свободного капитализма. Если не считать вновь созданные предприятия, то организационные преобразования состояли в том, что социалистические (непредпринимательские) предприятия превратились в капиталистические (предпринимательские) корпорации. Эволюция предприятий в развитых странах проходила другим путем: от частных предприятий (XIX в.) к «предпринимательским» корпорациям (первая половина XX в.), а затем к «общественным» корпорациям (вторая половина XX в.). Предпринимательские и общественные корпорации связаны с различными системами корпоративного управления: «инсайдеров» и «аутсайдеров». Если в первой модели корпоративного управления (континентальная Европа и Япония) максимальный объем контроля остается за «внутренними» владельцами, то во второй (США и Великобритания) функции владения и контроля осуществляются внешними инвесторами28. Обычно в институциональной литературе сравниваются американская фирма (фирма А) и японская фирма (фирма Я), подробное описание которой дал М. Аоки. Отметим, что с точки зрения корпоративного управления выделяются две базовые модели. Модель внутреннего управления используется в тех странах, где акции корпораций находятся в собственности одного лица или группы лиц (например, в ФРГ), а модель внешнего управления – в странах, где право управления размыто между значительным количеством лиц и организаций (например, в США). В реальности модель корпорации представляет собой комбинацию моделей внутреннего и внешнего управления, в которой сочетаются черты как немецкой, так и американской моделей. Японская модель может оказаться полезной для развития корпоративных отношений на российских предприятиях. К сильным сторонам американской модели относятся дисциплина и четкость, японской – снижение оппортунизма и прямое воздействие собственника, немецкой – распределение риска между многими участниками, совместная выгода. Например, устранение оппортунизма в японской фирме достигается следующими способами: пожизненный найм работников, вознаграждение за прошлые заслуги, широкая специализация работника, политика «законченных узлов». К слабым сторонам американской модели можно отнести ее относительную неэффективность, японской – сопротивление изменениям, немецкой – замедленную реакцию. Сравнительная характеристика корпоративной формы предприятия может быть осуществлена по следующим признакам: 1) кто наделен властью; 2) в чьих интересах осуществляется контроль над менеджментом; 3) механизм воздействия на менеджмент; 4) характер связей между частями корпорации; 5) характер межотраслевых (финансово-промышленных) связей; 6) природа фирмы; 7) система корпоративных ценностей; 8) тип конкуренции; 9) важность фондовых рынков; 10) тип акционеров; 11) институциональная природа фирмы; 12) состав совета директоров; 13) тип контрактов. Характеристики оцениваются по трехбалльной системе (наличие доминирующего признака, умеренное наличие признака, отсутствие признака) и соответственно обозначаются «+», «(+)» и «–» (табл. 6.4)29. Таблица 6.4 Модели корпоративного управления в различных странах Характеристики США, Англия ФРГ, Австрия, Швеция Франция Япония Россия Южная Корея 1. Высшая власть (суверенитет): • акционеров (монизм) + + • акционеров и работников(дуализм) + • всех соучастников (плюрализм) + + • прочее + 2. Контроль над менеджментом: • в интересах акционеров + + + • в интересах соучастников + + • прочее + 3. Менеджмент дисциплинируется с помощью: • ухода акционеров (продажа акций) + + • враждебных захватов (рынок корпоративного контроля) + • прочее + + + + 4. Поощряются: • кросс-холдинги – + + + + • переплетающиеся директораты + + + + • прочее + 5. Поощряется тесная связь между промышленностью и финансами – + + + – +
Окончание табл. 6.4 Характеристики США, Англия ФРГ, Австрия, Швеция Франция Япония Россия Южная Корея 6. Фирма: • классическая (капиталистическая, предпринимательская) + + + • прочее + + + 7. Система ценностей: • индивидуалистическая + • сотрудничество и согласие + + • коммунитарная + + • прочее + 8. Конкуренция: • атомистическая + + + • межгрупповая + + + + • прочее + 9. Фондовые рынки важны + – – – – – 10. Акционеры: • индивидуальные + + • институциональные + + • банки (универсальные, как в ФРГ) + + • прочее + + + 11. Фирма: • как пучок контрактов + (+) (+) (+) (+) • как производственная функция (+) + + + + + • прочее (+) 12. Совет директоров: • в основном из акционеров + • из акционеров и работников (+) • из участников (+) + + • прочее + 13. Контракты: • классические + + • реляционные («отношенческие») + + + • прочие +
Отличительные черты корпоративного управления ярко представлены в американской, немецкой и японской моделях. Корпоративные модели остальных стран приближаются в большей или меньшей степени к уже указанным. Российские корпорации обладают специфическими свойствами, многие из которых не сводятся к распространенным моделям корпоративного управления, что вызывает необходимость их дальнейшего изучения30.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сравнительные исследования фирм (предприятий)» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»