В этом подходе власть – это способность некоторых участников рынка делать больше, чем просто реагировать на обезличенные цены. На несовершенных рынках многие экономические агенты институционалистами рассматриваются как обладающие важной «дискреционной властью». Понятие управляемых цен является классическим примером в теории Г. Минза. Крупные корпорации обладают значительной сферой, внутри которой они могут устанавливать цены. Представляется, что цены на концентрированных рынках более стабильны, чем на менее концентрированных. Это принимается как подтверждение способности власти контролировать рыночные взаимодействия. Таким образом, значительное увеличение концентрации на рынках, созданное, возможно, путем развития крупномасштабных корпоративных институтов, также является расширением дискреционной рыночной власти. Дискреционная власть может проявляться вне ценовых решений. Она может касаться свободы выбора инвестиций, темпа технологических изменений, номенклатуры продуктов, способности диктовать условия торговли и т.п. Такого рода власть кажется укоренившейся в сфере контроля редких, но важных ресурсов. Технологическая и социальная эволюция может сдвигать позиции власти. Дж. Гэлбрейт описывает эволюцию от общества, основанного на сельском хозяйстве, к крупномасштабному промышленному производству как сдвиг в рыночной власти от владельцев земли к владельцам капитала. Владельцы капитала обладали властью диктовать рыночные и даже, возможно, социальные условия. Дж. Гэлбрейт затем рассматривает передачу дискреционной рыночной власти тем, кто контролирует редкие, но важные технические знания, т.е. «техноструктуре». Наконец, рыночная власть может рассматриваться как способность продавцов формировать предпочтения покупателей. А именно: предпочтения потребителей формируются через рекламу, чтобы создать спрос на товары, которые обладающие властью производители должны продать. Это связано с концепцией «суверенитета потребителя» Дж. Гэлбрейта. Институционально понимаемые рынки не являются ни бессильными, ни обезличенными, наоборот – это арены проявления власти. Дискреционная рыночная власть рассматривается в динамическом аспекте. Она может быть нарушена изменениями в технологии или ограничена изменением ключевых институтов. Фирмы и другие формальные организации как совокупность людей характеризуются явными отношениями власти. Это административные структуры, определяющие, кто будет осуществлять власть, кто перед кем должен отчитываться и т.п. Следовательно, власть относится не только к рыночному поведению крупных организаций, но и является элементом внутренней институциональной структуры. В одном из подходов институциональная власть понимается как предмет, предназначенный для продажи на рынке. Например, трудовые контракты становятся добровольной продажей контроля за будущей деятельностью работника, т.е. подчинением власти в обмен на заработную плату. Новая институциональная экономика (идеи О. Уильямсона) расширяет этот подход на все взаимодействия, характеризующиеся оппортунистическим использованием несовершенной информации. Эта теория рассматривает использование власти (иерархии) как заменителя рынка и способы изменения границ организационной власти. Власть, таким образом, – важный элемент современной экономики, где действуют крупные организации. Она проявляется на двух уровнях. Решения и действия людей в корпорации являются результатами внутренних, основанных на власти, взаимодействий. Внешнее влияние корпораций на все аспекты рыночных взаимодействий не ограничивается традиционными рыночными силами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Власть и рынок» з дисципліни «Нова інституціональна економічна теорія»