Главный для создания кооперации фактор — руководство, причем с обеих сторон. Литература по этим вопросам обычно указывает, что руководить обязано начальство высшего уровня. Однако его обязательства слишком часто превращаются в разрешительство. На самом деле, чем выше уровень руководства, тем меньше надо испрашивать разрешений, а тем самым, легче изменить характер взаимоотношений между профсоюзами и администрацией. Без эффективного руководства стороны не добьются желаемых перемен. Одно из достоинств умелого руководителя состоит в том, что он умеет преодолеть естественное сопротивление переменам, показав перспективы на будущее, которые внушат доверие к новому стилю поведения и работы и уверенность в том, что этот новый стиль возможен. Такие перспективы часто отражают собственное представление лидеров о возможных в будущем разумных, честных и добрых отношениях между всеми партнерами. Для этого и профсоюзным, и административным руководителям надо сформулировать и предложить ответы на следующие классические вопросы: чего можно добиться с помощью сотрудничества; в чем заключается реальная заинтересованность руководителя в таком сотрудничестве; как изменятся взаимоотношения; какими они станут в будущем; как добиться, чтобы новые условия стали лучше нынешних? Ответы на эти вопросы и будут определять общие цели сотрудничества. В числе главных задач такого сотрудничества выделяют следующие: • свести к минимуму напряженности между сторонами; • добиться искреннего взаимопонимания между официальными представителями профсоюзов и администрации; • наладить постоянный обмен информацией; 608__________________________Часть III. Человеческие ресурсы • создать эффективную систему разрешения конфликтов, включая рассмотрение жалоб работников; • создать благоприятную атмосферу переговоров о заключении коллективного договора; • добиться взаимной заинтересованности в создании рабочей среды, чутко реагирующей на нужды и интересы людей; • наладить совместную работу служащих, представителей профсоюзов и руководства над решением трудовых проблем и совершенствованием процессов труда. При всем своем масштабе эти задачи, однако, не отражают существенных институциональных интересов работодателей и профсоюзов. Профсоюзные лидеры, например, часто видят в кооперации способ расширить рабочий контроль, прорвавшись через законные барьеры «прав менеджмента». Нередко считают также, что кооперация и рабочее участие в решении трудовых проблем открывает профсоюзам возможность вернуть былую силу. «Американские профсоюзы получат хороший шанс вернуться на сцену, только если изменится сам характер движения, а его нынешние участники будут активно создавать и поддерживать как сами профсоюзы, так и свои рабочие места» [57]. Многие верят, что члены профсоюза, участвующие вместе с менеджментом в принятии решений, составят слой хорошо информированных активистов рабочего движения, способных решать самые общие трудовые вопросы. Крепнущее представление о влиянии профсоюзных лидеров на повседневную трудовую жизнь повышает мнение о роли и силе профсоюзов. Их задачей следует считать не вмешательство в случае жалоб или требований работников о повышении зарплаты, а активное участие в решении самого широкого круга проблем и вопросов производительности. Подобные убеждения очень важны для эффективной кооперации и должны войти в общую концепцию. Чтобы полностью обрисовать перспективу, работодателям следует сформулировать понятие кооперации, как процесса, который помогает решать общие организационные задачи. Если сотрудничество не будет преследовать эту цель, оно останется в стороне от основных проблем и сфер деятельности и не получит необходимого содействия и поддержки. Достойно удивления, что администрация города Нью-Йорка не смогла направить проводившуюся там программу повышения качества трудовой жизни на совершенствование производительности, что и по сей день остается целью каждой организации. В этой программе по привычке увидели способ решения «легких» вопросов, далеких от главных забот муниципальных органов управления. Не удивительно, что энтузиазм и интерес к ней менеджеров быстро угас. Раз профсоюзы и менеджеры ждали от программы повышения качества трудовой жизни решения лишь простейших, Глава 24. Сотрудничество работников и администрации... 609 не вызывающих споров проблем, было крайне сложно поставить в повестку дня другие аспекты проблемы, связанной с ростом производительности, и добиться серьезного к ним отношения. Менеджмент не имеет никаких оснований отрицать свою озабоченность проблемами затрат и организационной эффективности. В то время, когда большинство государственных организаций подсчитывает финансовые потери, это вызвало бы у профсоюзов недоверие и сбило бы с толку менеджеров среднего звена. Обычно менеджеры наперед и часто ошибочно считают реакцию профсоюзов на односторонние действия враждебной, полагая, что они точно также будут реагировать и на честные совместные акции, направленные на повышение производительности. Лидеры должны учесть множество аспектов проблемы производительности, множество факторов, от которых зависит выполнение работниками своих обязанностей. Повышение качества предоставляемых обществу услуг, сокращение простоев, экономия материалов, высокий моральных дух и гордость людей за свою работу, разрешение конфликтов, сокращение числа жалоб и прогулов, сохранение квалифицированных работников, пополнение рабочей силы, здоровая рабочая среда — все это связано с производительностью, если видеть в ней цельную концепцию, которую должны поддерживать и профсоюзы, и работодатели. Четко и верно сформулировать концепцию — главная задача руководителей, которую нельзя передать никому другому, но к решению которой можно привлечь и других основных действующих лиц. В отсутствие надлежащего руководства деятельностью компании начинают управлять рядовые члены, как, к сожалению, часто и случается в государственном секторе. Тогда они и превращаются в «островки демократии», неспособные достичь взаимовыгодных целей. Если профсоюзы и администрация выработают и сформулируют свои взгляды, их можно распространять, укрепляя взаимопонимание и добиваясь поддержки. Для этого необходимо информационное взаимодействие.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РУКОВОДСТВО» з дисципліни «Ефективність державного управління»