Кружки качества — это обычно группы из 4— 10 служащих, занимающихся одним видом трудовой деятельности. Каждый член такой группы должен высказать свое мнение по поводу существующих проблем, связанных с деятельностью коллектива, и способов их решения. На эти рекомендации и опирается работа круж- Глава 22. Нематериальные стимулы... 583 ков качества. Поскольку их число в США велико и продолжает расти, руководителям необходимо хорошо знать и понимать принципы деятельности кружков качества [855]. В Японии их используют с большим успехом, соблюдая основное правило — число членов кружка должно быть небольшим. Опрос, проведенный в Южноафриканской компании Альфред Тевес Инжиниринг, показал, что большинство работников хочет трудиться хорошо и предлагает руководству различные способы совершенствования деятельности организации. Однако люди видят, что руководство, выслушав предложения, ничего конкретного не делает. Если создавать кружки качества, то их надо сделать неотъемлемым элементом деятельности всей организации, направив их усилия на совершенствование управленческого информационного взаимодействия сверху вниз и снизу вверх. Чтобы оздоровить моральный климат, повысить профессиональную квалификацию, основное внимание следует направить на обучение и обмен информацией [399. Прежде чем принимать новую программу, надо ответить на несколько вопросов. 1. Каковы цели, ценности и культура организации? Сочетаются ли они с концепцией кружков качества? 2. Какие коллективы и конкретные работники будут работать в этих кружках? 3. Каковы основные обязанности кружков? а) Какие проблемы и сферы деятельности организации им разрешается затрагивать? б) Необходимо ли скрытое руководство их деятельностью? в) Какая информация об организации потребуется кружкам и как они будут ее использовать? 4. Какой будет структура кружков, как будут приниматься решения (консенсус)? 5. Психологические аспекты: а) каковы ожидания, мнения, обязанности работников и руководства; б) возможно ли противодействие с той и с другой стороны; в) как разрешать внутри- и межгрупповые конфликты. Решившись ввести кружки качества, руководству организации необходимо сначала найти ответы на все эти вопросы и обсудить с коллективом возможные результаты их деятельности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КРУЖКИ КАЧЕСТВА» з дисципліни «Ефективність державного управління»