Почти все современные исследователи отмечают кризис американского образования; без сомнения, есть веские свидетельства упадка национальной школьной системы США [712]. Например, отмечается, что качество образования американских школьников по сравнению с их сверстниками из других стран упало, что количество баллов, набираемое в среднем по результатам экзамена SA Т снизилось, хотя в то же время расходы на образование возросли [245]. Американские школьники сегодня учатся в классах с меньшей наполняемостью, им доступны гораздо больше специалистов и профессионалов, чем раньше, однако успеваемость не улучшилась. Эту проблему признают все, но относительно путей ее решения согласия нет. Для преодоления кризиса образования предложен целый ряд приватизационных инициатив. Заключение «контрактов под результаты», т.е. соглашении между подрядчиком и местными властями об обучении определенной группы учащихся с оплатой учителей в соответствии Глава 6. Государственное управление процессами приватизации 165 с успеваемостью учащихся, оцениваемой по стандартным тестам, было опробовано и отвергнуто в начале 70-х годов [67; 375]. Эксперименты показали, что измерять результаты обучения — дело довольно сложное, а полученные оценки не показывают значимого улучшения успеваемости. Позднее началась дискуссия о сравнительной экономичности и эффективности публичных и частных школ, участники которой приводили аргументы о воздействии учебных ваучеров и системы учебного налогового кредитования на усиление конкуренции и увеличение притока учеников в частные учебные заведения [527; 784]. К сожалению, соответствующие эмпирические данные были утоплены в потоке предположений и риторики. Учебные ваучеры, защитником которых был еще М. Фридман, предоставляют каждому ученику определенное количество средств, дающих ему возможность выбирать по усмотрению любую — частную или публичную — школу [296]. Есть очень немного эмпирической информации о ваучерах, так как эта инициатива была развернута на ограниченной базе. Эксперимент, проведенный в калифорнийском городе Элам Рок в начале 70-х годов и ограничившийся публичными учебными заведениями, был свернут на полдороге, слишком рано, чтобы могли проявиться положительные результаты конкуренции и свободы выбора. В Вермонте вот уже несколько десятилетий городам позволено финансировать обучение в неконфессиональных частных школах, но 92% учащихся в этом штате посещают публичные школы [275]. Кроме того, широко обсуждалась система учебного налогового кредитования, направленная на снижение налогообложения лиц, посылающих своих детей в негосударственные школы. Однако возможное воздействие таких кредитов на учебную успеваемость, их связь с проблемами расовой и классовой сегрегации и соотношение со всеобщими демократическими ценностями остаются дискуссионными [444]. Привлекательность как ваучерной системы, так и системы налогового кредитования основана на предположении, что негосударственные школы эффективнее публичных. Это предположение весьма сомнительно. Считалось, что учащиеся публичных средних учебных заведений успевают хуже, чем учащиеся негосударственных (особенно католических) школ [156]. Этот анализ различий в успеваемости был, однако, подвергнут скрупулезному рассмотрению [520]. Позитивный эффект католического обучения на самом деле вызван применяемыми в католических школах принципами набора учащихся, когда главное внимание уделяется их социально-экономическому положению, а не дошкольным [14]. Если различия и существуют, то они настолько малы, что ими можно пренебречь [520]. В этом же русле протекает и дискуссия о сравнительной экономичности публичных и частных школ. С одной стороны, считается, что утверждение, будто частные школы работают эффективнее при меньших затра- 166 Часть I. Масштабы проблемы тах, основано на неверных расчетах — не следует исходить из предположения, что качество обучения в частных школах соответствует его стоимости; кроме того, при оценке стоимости обучения нельзя сбрасывать со счетов преподавание на общественных началах [520; 444]. С другой стороны, утверждается, что настоящая стоимость публичного образования маскируется расчетами, не учитывающими капитальных затрат [527]. Итак, если одни авторы утверждают, что для улучшения работы публичных школ необходимо повернуть систему образования в сторону приватизации, то другие убеждены, что приватизация не вызывается необходимостью, что желательно было бы изменить структуру публичного образования [818], что для увеличения продуктивности образования необходимо усовершенствовать технологию обучения [909], и что достаточно было бы сделать выбор между различными системами публичного образования [89]. В целом неясно, сулят ли эти последние альтернативы нечто большее, чем приватизация, и возможно ли их осуществление без тех стимулов, которые приводятся в действие приватизацией и конкуренцией.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Образование» з дисципліни «Ефективність державного управління»