В процессе эволюционного развития общества сформировалась особая форма отношений обмена – рынок. Рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе децентрализованного, безлично механизма ценовых сигналов. В такие отношения повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или театр. В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия "товарное хозяйство" и "рыночное хозяйство". В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен. История развития общества от низших ступеней к высшим свидетельствует, что общественное хозяйство на разных этапах развития производительных сил и производственных отношений меняло свои экономические формы. Первичной, исходной формой было натуральное хозяйство. Исторический опыт его развития дает основания предполагать об огромном многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская, славянская и др. При общности основных признаков каждая из моделей имела свои особенности, обусловленные спецификой среды обитания. Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являвшейся фундаментом всех социально-экономических отношений. Эта форма хозяйствования была характерна для всех докапиталистических способов производства. Она возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий хозяйствования. Натуральное производство это такая форма хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты. Натуральная форма господствовала в замкнутой первобытной общине. Здесь каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и заканчивая полной подготовкой продуктов труда к потреблению. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство, феодальные поместья. Ограниченные примитивные потребности совпадали со столь же примитивным производством. Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества. Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда. Появление обмена продуктами человеческого труда ведет к качественному изменению в самом продукте труда, участвующем в данной сделке. Такой продукт труда принимает форму товара. Рассматривая сущность товара, необходимо различать его основные свойства. Анализ товара следует начинать с его потребительной стоимости. В данном отношении товар представляет собой вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость прямо зависит от потребительских свойств вещей. Одни вещи удовлетворяют человеческие потребности непосредственно, как предметы потребления (например, хлеб, одежда и т.п.); другие — косвенно, как средства производства (станки, сырьё и т.п.). В процессе обмена товарами на первый взгляд кажется, что их обменные пропорции устанавливаются случайно. Элемент случайности при этом действительно имеет место и обусловлен, прежде всего, соотношением спроса и предложения на определенный товар в данный момент. Но в процессе систематического обмена устанавливается определенная закономерность: меновые пропорции на протяжении длительного времени тяготеют к некоторому среднему уровню. Уже само сопоставление одного товара с другим, их количественное сравнение означает, что у них есть нечто общее. Таким общим не могут быть потребительные стоимости, ведь товары отличаются друг от друга различными потребительскими свойствами и качеством и несоизмеримы между собой, поэтому меновые стоимости нельзя сводить к потребительным стоимостям. Меновая стоимость — это свойство одного товара обмениваться на другой, в пропорции, в соответствии с которой систематически осуществляется такой обмен. Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое товарное производство основывается на собственном труде, капиталистическое — на использовании наемного труда. Продукт труда в простом товарном производстве принадлежит товаропроизводителю, в капиталистическом — собственнику средств производства. Простое товарное производство, как правило, — мелкое, а конечная цель — удовлетворение личных потребностей товаропроизводителей. Капиталистическое товарное производство предусматривает совместный труд многих наемных работников, развитое единичное разделение труда. Его цель — получение прибыли. Простое товарное производство имеет ограниченно рыночный характер (одна часть произведенных продуктов идет непосредственно на личное натуральное потребление, вторая — товарная — на рынок), а капиталистическое полностью подчинено рынку. Но у простого и капиталистического товарного производства есть и общие черты: конкуренция товаропроизводителей, разорение одних и обогащение других, наконец, один тип собственности — частная, хотя и в различных ее формах. Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно: 1. Материальным условием возникновения и существования рынка является общественное разделение труда. А. Смит, анализируя производство булавок, показал, что углубление общественного разделения труда и специализация предполагают более эффективное использование ресурсов и появление постоянных излишков продукта. То есть, становится необходимым обмен, он взаимовыгоден, так как каждый получает в обмене больше, чем отдает: отдает излишек, получает необходимый продукт. Специализация – устойчивое разделение труда. Основными видами специализации труда являются: предметная – производство определенного вида товара (мебель, одежда и т.д.); поэтапная – сырье, полуфабрикаты; подетальная – изготовление деталей, сборка узлов; технологическая – варианты применяемых технологий; функциональная – выполнение определенных функций (кассир, сторож, инженер, рабочий). 2. Исторической основой формирования рынка стала экономическая обособленность в форме частной собственности на ресурсы, которая предполагает, что производитель: а) сам решает: что, как и для кого производить; б) сам возмещает издержки и присваивает доход; в) происходит обособление частного интереса и появляется возможность его реализации через рыночный обмен. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться». Частная собственность есть причина возникновения и развития рыночных отношений: а) субъекты становятся экономически свободными, т.е. получают возможность реализовывать свои интересы и способности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ б) обмен становится возмездным и эквивалентным 3. Гарантом правового обеспечения рынка является государство: «Государства сами устанавливали свои государственные порядки, чтобы создать способный функционировать государственный аппарат и защищать свободу каждого человека. Тем самым задавалось общее решение также и для экономического порядка». Государство создавало законы, регулирующие рыночные отношения. «В целом государство передало в частные руки те формы, в которых велось хозяйство». 4. Рыночные отношения предполагают определенный склад ума людей, моральные и культурные ценности, склонность к рационализму, определенный уровень знаний, предполагающий эффективное использование рынка. Эти условия определяют не только условия, но и границы рынка, степень его проникновения в жизнь каждого человека и общества в целом. 5. Разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан. Рассмотренные выше условия есть основа всеобщности рыночных отношений: охвата рыночными отношениями всех форм экономической деятельности. Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику: – рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается; – рынок предполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов; – рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок; – рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы. – рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissez faire» (с франц.: позволять, не мешать, «пусть все идет, как идет»), которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» – силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры; – при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения; – рынок предполагает полную материальную ответственность своих участников за результаты своей деятельности; – рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, - свободные рыночные цены равновесия; – рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни; – рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает его эффективность; – рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, а национальный - как часть мирового; Однако, рыночный механизм не безупречен, он имеет как свои достоинства, так и недостатки.