ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Основи теоретичної економіки

Процесс образования субъективной стоимости
Теперь мы знаем, как можно сосчитать объективный продукт. Однако продукт, и мы уже не раз это повторяли, как объективен, так и субъективен. Значит, субъективно он тоже должен быть сосчитан. Что понимается под субъективным счетом? Под субъективным счетом понимается то, каким образом строятся психологические реакции человека экономического так, чтобы продукт производился и потреблялся в нужном количестве.
Кое-что мы на этот счет уже выяснили. В частности, установлено, что экономическое поведение человека частично им осознается, а частично нет. Неосознаваемый компонент экономического поведения управляется комплексом могущества и ничтожности. Оба эти комплекса, каждый по-своему, побуждают человека, с одной стороны, сохранять имеющийся продукт, с другой стороны, его развивать. Однако как это все перевести на язык количества?
Для этого восстановим в памяти табл. 3.1, только немного трансформируем ее для наглядности (табл. 3.2).

Таблица 3.2
Производство и потребление продуктов X и Y

Процесс продукта
Продукт X
Производство Потребление
1 2 3 4
Действие фактора F(x) (продукт Y) Производимый продукт X Потребляемый продукт X' Действие фактора потребления F(x')
(продукт Y')
X = ƒ(Fx) X' = ƒ(Fx')
Продукт Y
Потребление Производство
5 6 7 8
Потребляемый продукт Y' Действие фактора потребления F(y')
(продукт X) Действие фактора производства (Fy)
(продукт X') Производимый продукт Y
Y' = ƒ(Fy') Y = ƒ(Fy)

Отличие табл. 3.2 от табл. 3.1 заключается в том, что производство продукта X (столбцы 1 и 2) совпадает с потреблением продукта Y (столбцы 5 и 6). Соответственно, потребление продукта X (столбцы 3 и 4) есть одновременно производство продукта Y. (столбцы 7 и 8) Иллюстрируем табл. 3.2 при помощи нашего примера: дикие люди производят и потребляют съедобные корни (продукт X), используя для этого только рабочую силу (продукт Y).
Рассмотрим сначала, как соотносится мотивация человека в процессе производства продукта X (корни) и потребления продукта Y (личный фактор). В соответствии с графами 1 и 2 табл. 3.2 объектом мотивации является производимый продукт X. Мотив, который побуждает человека производить этот продукт, назовем мотивом результата в производстве (МРП). Динамика этого мотива представлена на рис. 3.12.
Мотив результата в производстве отражает полезность продукта X для потребления. Первый корень, вырытый диким человеком, наиболее полезен, так как запас корней годных для потребления, равен нулю. Второй корень уже менее полезен, так как есть первый. Наконец, полезность X1 корня равно нулю, так как этот корень явно не может быть потреблен (вырытых корней слишком много).


Рис. 3.12. Динамика мотива достижения результатов в производстве

Кроме производимого продукта X у нас есть еще потребляемый продукт Y' (в нашем примере это общинник, копающий голыми руками). Если идет объективный процесс расходования продукта Y', значит, должен быть мотив, этим процессом управляющий. Назовем его мотивом затрат в производстве (МЗП). А динамику его изобразим с помощью рис. 3.13.


Рис. 3.13. Динамика мотива затрат в производстве

Человек, производя продукт X, тратит ресурсы (запас продукта Y). Эти ресурсы надо экономить. Однако пока запас ресурсов большой желание их экономить не возникает. Поэтому интенсивность мотива затрат в начале процесса производства продукта X равна нулю. По мере истощения ресурсов мотив затрат действует все сильнее, достигая максимума в точке Y1, тогда, когда последняя порция фактора производства израсходована. В нашем примере мотив затрат достигнет значения МЗПı тогда, когда дикий человек израсходует последнюю порцию имеющейся у него рабочей силы.
Так как мотивы затрат и результатов действуют в процессе производства продукта X одновременно, объединим рис. 3.12 и рис. 3.13 (рис. 3.14).


Рис. 3.14. Предельная полезность продукта X(Y')

Посмотрим, что происходит на рис. 3.14. Копая съедобные корни, первобытные собиратели психологически оценивают как сами корни, так и свои трудовые усилия. Оценка корней снижается по мере увеличения их количества, а оценка рабочей силы становится тем выше, чем больше усталость. В итоге наступает такой момент, когда субъективная ценность очередного корня и очередной порции рабочей силы совпадают. На рис. 3.14 этому корню и этой порции рабочей силы соответствует точка (X, Y')0. Следующий корень будет цениться ниже, чем следующая порция рабочей силы, и копать его не захочется. Соответственно, величина M0 — это субъективная ценность выкопанных корней. Мы видим, что субъективные оценки в производстве имеют самостоятельное значение.

Примечание
В основе подхода, иллюстрированного при помощи рис. 3.14, лежат идеи У. С. Джевонса. Он первый попытался сопоставить тягость труда и количество продукта, производимого рабочим (рис. 3.15).


Рис. 3.15. Подход Джевонса

Верхняя кривая на рис. 3.15 демонстрирует предельную полезность продукта, производимого рабочим. Нижняя кривая показывает динамику тягости труда на единицу продукта. Процесс производства останавливается тогда, когда отрезок bс = отрезку bа, или иначе, когда предельная полезность становится равной тягости труда.
Учение Джевонса продолжил Ф. Х. Найт. Он утверждал, что рационально действующий рабочий соизмеряет предельную тягость труда и предельную полезность своего дохода (рис. 3.16).


Рис. 3.16. Подход Найта

На рис. 3.16 луч аа — предельная полезность дохода, луч bb — предельная тягость труда.

* * *
Продолжим наше исследование ценности производства. Изучая объективную стоимость, мы выявили две ее формы — ценовую и объемную. Рассуждая логически, субъективная стоимость тоже должна иметь эти две формы. Ценовую форму мы, по существу, уже рассмотрели. Она представлена на рис. 3.14. Здесь дикий человек дает субъективную оценку каждому отдельному корню и каждой отдельной порции труда. Возникает вопрос, а должен ли общинник психологически оценивать весь объем необходимых ему корней и весь объем имеющейся в его распоряжении рабочей силы? Конечно, должен. По нашему условному примеру, рассматривающемуся ранее, каждый общинник объективно выкапывал 100 корней и тратил на это 10 часов труда. Теперь предположим, что субъективные оценки дикаря таковы, что мотив результата и мотив затрат сходятся на пятидесятом корне (рис. 3.17).
То есть, с точки зрения оценки каждого отдельного корня и каждой отдельной затраты фактора производства, человек должен прекратить копать и удовлетвориться пятьюдесятью корнями. Он проработал 5 часов и оставшуюся жизненную активность готов потратить на дикие пляски. Однако существует другая сторона дела. Для нормального существования ему необходимо не 50, а 100 корней, и он чувствует, что вырытых пятидесяти корней мало. Человек попадает в противоречивую ситуацию. С одной стороны, пятьдесят первый корень, как, впрочем, и все последующие, ему копать не хочется. Потому что эти корни, хоть и обладают ценностью, но их ценность уже ниже всё возрастающей ценности порции фактора Y'. Но, с другой стороны, копать надо, ибо существует желание иметь все 100 корней, а не пятьдесят. Если бы ценовая и объемная мотивация у рассматриваемого работника совпадали, то динамика мотивов результата и затрат имели бы вид прямых b'b' и а'а'. В этом случае противоречие ценовой и объемной мотивации имелось бы лишь в зародыше.


Рис. 3.17. Расхождение ценовой и объемной мотивации
в производстве

Когда дело идет об индивидуальном производстве отдельного человека, да еще замкнутом на его же собственное потребление, противоречие ценовой и объемной мотивации действительно не столь выразительно. А вот когда человеку для его собственных нужд (ценовая мотивация) требуется 50 единиц продукта, а вождь племени заставляет его для пополнения общих складов производить 100 единиц (объемный принцип), противоречие этих двух видов мотивации может очень сильно сказаться и сказывается.
Мы рассмотрели образование субъективной ценности производства. Причем, установили наличие двух ее форм — ценовой и объемной. Теперь такую же работу надо проделать для потребления.
Вернемся к таблице 3.2 и рассмотрим теперь, как строится мотивация при потреблении продукта X (графы 3 и 4). Потребление продукта X является одновременно производством продукта Y (графы 7 и 8). В нашем примере это поедание съедобных корней и восстановление дикого человека как израсходованного личного фактора производства.
Когда корни производились, они выступали как результат производства, и здесь действовал соответствующий мотив результата в производстве. Но теперь, попав в фазу потребления, корни превратились в фактор производства рабочей силы дикого человека. Соответственно их потреблением управляет мотив затрат, но уже в потреблении (рис. 3.17).


Рис. 3.17. Динамика мотива затрат в потреблении

Так как вначале запас продукта предназначенного для потребления велик, то полезность первой его порции равна нулю. Однако по мере потребления запаса (в нашем случае корней) ценность каждого последующего возрастает, достигая максимального значения в точке МЗП1.
В процессе потребления корней восстанавливается (производится) израсходованная рабочая сила (графы 7 и 8 табл. 3.2). Мотив, который регулирует процесс ее производства, назовем мотивом результата в потреблении (рис. 3.18).


Рис. 3.18. Динамика мотива результата в потреблении

После дикого рабочего дня дикий человек очень устал и голоден. Поэтому первая произведенная порция рабочей силы для него крайне полезна. Она, соответственно, получает высочайшую оценку (МРП1). Полезность последующих порций снижается, достигая нуля тогда, когда восстановленный запас рабочей силы достиг значения 0Y1.
Так как процесс потребления един во времени, объединим рис. 3.17 и рис. 3.18 (рис. 3.19).
На рис. 3.19 динамика мотивации потребления аналогична уже рассмотренной мотивации производства. С одной стороны, по мере поедания корней их ценность возрастает (линия аа). С другой стороны, ценность производимых порций рабочей силы снижается (линия bb). Процесс потребления завершается тогда, когда линии аа и bb пересекаются в точке Е, а полезность производимой рабочей силы и потребляемых корней устанавливается на уровне М0.


Рис. 3.19. Предельная полезность продукта Y(X')

Как и в сфере производства, в потреблении тоже существует проблема ценовых и объемных оценок. На рис. 3.19 мы молчаливо предположили, что ценовая и объемная мотивация совпали. Иначе говоря, общинник оценил каждый отдельный съеденный корень и каждую отдельную произведенную порцию своей рабочей силы (ценовая мотивация) так, что сумма корней и порций рабочей силы укладывается в его субъективную оценку того, сколько должно быть съедено корней и произведено рабочей силы в целом.
Предположим теперь, что эти оценки разошлись (рис. 3.20). Допустим, что с точки зрения объемной мотивации потребление корней и производство рабочей силы должно закончиться на том, что работник съедает 100 корней и производит рабочей силы на 12 часов труда (величина (X' Y)0. Однако с точки зрения оценки каждого отдельного корня работнику хочется довести потребление до 200 корней и произвести рабочей силы на 24 часа труда (произвести жир). На рис. 3.20 объемная мотивация отражена прямыми аа и bb, а ценовая — прямыми а'а' и b'b'.
Итак, мы имеем некоторый промежуточный результат. Мы знаем теперь как строятся субъективные оценки в производстве и потреблении, знаем, что эти оценки бывают ценовыми и объемными. Однако наш анализ субъективной ценности не будет полным, если мы не свяжем все эти рассуждения с рассмотренными ранее комплексами могущества и ничтожности. Вернемся к рис. 2.1.
Данный рисунок иллюстрирует тот факт, что комплекс могущества удвоен как комплекс могущества могущества и комплекс ничтожности могущества. Комплекс ничтожности тоже распадается на комплекс ничтожности ничтожности и комплекс могущества ничтожности. Как же обнаруживают себя эти комплексы в динамике мотивов производства и потребления? Мы должны исходить из того, что названные комплексы управляют движением продукта. Мотивы производства и потребления — лишь конкретизация этого общего движения продукта, а значит, конкретизация проявления комплексов могущества и ничтожности.

Рис. 3.20. Расхождение ценовой и объемной мотивации
в потреблении

Допустим, в общине первобытных людей, где все как один и один как все, доминирует комплекс ничтожности могущества (рис. 3.21). На рис. 3.21 лучи а0а0 и b0b0 отражают динамику мотивов затрат и результатов в производстве в некоем абстрактном «нормальном» случае.


Рис. 3.21. Деформация полезностных оценок под влиянием
комплекса ничтожности могущества

Этот абстрактный вариант предполагает, что будет выкопано 100 корней и последний корень получит оценку MU1. Однако, как оговаривалось, дикое сообщество находится во власти комплекса ничтожности могущества. Результатом является то, что эти люди не склонны перетруждаться. Даже малое количество корней наполняет их душу чувством собственной значимости и удовлетворения. На графике это выражается в том, что мотивы затрат и результатов сошлись на восьмидесятом, а не на сотом корне. При этом предельная оценка последнего корня выше, чем в абстрактном варианте (MU2 > MU1). Предельная оценка выше потому, что люди, исполненные неосознаваемого чувства могущества, и корни, которые добыли, ценят высоко (луч b'0b'0) и усилия свои тоже уважают (луч a'0a'0). В области потребления эти самодовольные индюки ведут себя примерно так же. Что и отражено в правой части рис. 3.21.
Теперь посмотрим, как действует комплекс могущества могущества, выделенный в чистом виде (рис. 3.22). На графиках отражающих мотивацию производства и потребления, видно, что люди стремятся производить и потреблять не 100, а 120 корней, то есть больше, чем в абстрактном варианте.

Рис. 3.22. Деформация полезностных оценок под влиянием
комплекса могущества могущества

Это стремление обусловлено комплексом могущества могущества. Эта разновидность комплекса могущества постоянно искушает человека достигнуть действительного могущества, поэтому реально достигнутый уровень производства и потребления его никогда не удовлетворяет. Если первый момент могущества порождает стремление к развитию, то второй момент могущества рождает ощущение значимости своего дела. Отсюда предельные оценки производимого и потребляемого продукта выше, чем в абстрактном варианте.
Рассмотрим теперь влияние комплекса ничтожности. Рисунок 3.23 демонстрирует динамику оценок человека (сообщества людей) с комплексом ничтожности ничтожности.
Как и на рис. 3.21 люди с комплексом ничтожности ничтожности готовы производить не 100, а только 80 корней. Однако в отличие от комплекса ничтожности могущества стремление произвести меньше связано с неверием в собственные способности и силы. Отрицательная самооценка порождает, соответственно, заниженную оценку и производимого продукта, и своих усилий (MU2 < MU1).
В сфере потребления люди с такой экономической психологией и корней съедают меньше (80 шт.) и рабочей силы производят тоже меньше. Ценят же и то и другое низко (MU'2 < MU'1).

Рис. 3.23. Деформация полезности оценок под влиянием
комплекса ничтожности ничтожности

Комплекс ничтожности включает в себя кроме комплекса ничтожности ничтожности, комплекс могущества ничтожности. Рассмотрим деформации производства и потребления под его воздействием (рис. 3.24).

Рис. 3.24. Изменение психологических оценок производства
и потребления под влиянием комплекса могущества ничтожности.

В ситуации, представленной на рис. 3.24 люди оценивают и свое производство и свое потребление низко, что совпадает с рис. 3.23. При этом, оценивая свой продукт низко, общинники производят и потребляют больше, чем на рис. 3.23 и больше, чем в абстрактном варианте. Вы помните, что комплекс могущества ничтожности действует таким образом, что люди ощущают себя ничтожествами, но хотят исправиться и достичь совершенства. Отсюда стремление произвести больше корней в процессе производства и больше рабочей силы в ходе потребления.
Таким образом, видно, что неосознаваемые людьми комплексы могущества и ничтожности отклоняют психологические оценки и вытекающие из них объемы производства и потребления во все стороны от точки, в которой бы обозначился придуманный западными теоретиками рационально действующий индивид.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Процесс образования субъективной стоимости» з дисципліни «Основи теоретичної економіки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит вилученого капіталу
ТОВАРНИЙ АСОРТИМЕНТ І ЙОГО ПОКАЗНИКИ
Етапи процесу кредитування
Аудит нерозподіленого прибутку
Стандартизація в галузі телекомунікацій. Організації — розробники...


Категорія: Основи теоретичної економіки | Додав: koljan (30.10.2012)
Переглядів: 629 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП