ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічна теорія » Державне регулювання фіктивних товарно-грошових відносин

Особенности формирования нормативного механизма государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений в России
Под нормативным механизмом государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений понимается совокупность установленных государством норм, ограничивающих торговлю фиктивными товарами и/или использование в качестве платежных средств фиктивных денег. До настоящего времени главной особенностью нормативного механизма государственного регулирования товарно-денежных отношений в России является отсутствие в соответствующих государственных актах целостного подхода к обеспечению эквивалентного обмена. В российском законодательстве отсутствуют не только нормы, обеспечивающие эквивалентность товарно-денежного обмена, но и само понятие «эквивалентный обмен». И это несмотря на то, что защита имущественных прав граждан и предприятий является одной из основных функций государства.
Следует отметить, что нормативный механизм государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений представляет собой не только совокупность правовых норм, не способных обеспечить неизменность стоимостных пропорций в сфере обмена, но и отсутствие в законодательстве обязательных норм, обеспечивающих эквивалентный обмен товарами. В частности, к таким отсутствующим в российском законодательстве обязательным нормам относятся: недопустимость бартерных сделок, запрет на куплю-продажу фиктивных товаров, использование ценных бумаг (например, банковских векселей) в качестве платежных средств и т.д.
Изучение проблемы государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений в ходе экономической реформы неразрывно связано с двумя вопросами: чем была вызвана необходимость реформирования экономики Советского Союза, и в каком направлении должна была развиваться экономическая реформа?
По большому счету, перечень претензий, предъявляемых к социалистической экономике, не так уж велик.
Во-первых, отсутствие у граждан права частной собственности на средства производства.
Во-вторых, отсутствие полноценного рынка с присущей ему свободой предпринимательства и конкуренцией между товаропроизводителями.
В-третьих, «кабинетное» ценообразование. То есть речь идет о таком подходе к ценообразованию, когда цены устанавливаются расчетным путем на основе фактических затрат, без учета потребительской привлекательности тех или иных товаров. В условиях отсутствия конкуренции между товаропроизводителями такой подход к назначению цен вел к непомерно высоким издержкам производства, а также снижал качество выпускаемой продукции.
В-четвертых, тотальное централизованное планирование, при котором подавлялась хозяйственная инициатива на местах.
По сути, экономическая реформа заключалась в переходе на рыночные отношения по четырем основным направлениям:
– децентрализация управления экономикой;
– либерализация ценообразования;
– приватизация;
– предоставление хозяйствующим субъектам свободы предпринимательства.
При этом главной задачей экономической реформы являлось создание института эффективных собственников – той хозяйственной элиты, которая была бы способна преодолеть застой в развитии народного хозяйства.
Следует учитывать, что экономической реформе должны были сопутствовать глубокие изменения в сфере обмена. В частности, приватизация государственных предприятий вела к введению в обращение дополнительной массы товаров в виде средств производства, что оказывало непосредственное влияние на товарно-денежный баланс на рынке. Таким образом, возникала угроза несправедливого перераспределения собственности, прихода к «рычагам» управления экономикой случайных собственников, что противоречило главной задаче реформы. И в этой связи вопросы обеспечения эквивалентного товарно-денежного обмена в ходе экономической реформы были одними из приоритетных.
Вместе с тем, уже первые программы реформирования экономики, свидетельствовали о том, что обеспечению эквивалентного товарно-денежного обмена в них было уделено недостаточно внимания. Одна из наиболее заметных таких программ – программа, разработанная группой под руководством академика АН СССР С.С. Шаталина [152].
Прежде всего, программа предусматривала введение в обращение фиктивных товаров в виде акций приватизируемых предприятий. В частности, описывая деятельность инвестиционных фондов, разработчики программы пишут: «Каждый фонд разрабатывает среднесрочный план по продаже акций, утвержденный Комитетом. Уже в течение первых 500 дней в максимально возможной степени ведется реализация акций предприятиям и гражданам» [152, с. 75]. «Реализация акций, – предлагают далее разработчики программы, – может проходить в рассрочку, в кредит или с привлечением кредитных гарантий Инвестиционных фондов и банков, участвующих в процессе приватизации. Может предусматриваться передача некоторых объектов или пакетов акций бесплатно или с оплатой по определенной цене в будущем» [152, с. 75].
«Основой финансового рынка, – указывают авторы программы, – будет кредитный рынок, включающий отношения между банками, предприятиями и населением, а также межбанковский и коммерческий кредит (включая вексельное обращение). <…> Параллельно идет становление рынка ценных бумаг, включая полноценные акции, облигации, государственные обязательства. Создаются фондовые биржи или отделы при товарных биржах, развивается межбанковский рынок. Курсы акций и облигаций на финансовом рынке отражают спрос и предложение. Стимулируется создание посреднических компаний по торговле ценными бумагами и аудиторских фирм» [152, с. 92].
Таким образом, уже на стадии разработки концепции будущей реформы разработчики программы отказывались от реального товарно-денежного обмена и склонялись в сторону смешанного, в т.ч. фиктивного. И это при том, что впервые за всю историю человечества в Советском Союзе возникала возможность построения рыночной экономики на основе реальных товарно-денежных отношений, которые бы исключали все недостатки, присущие фиктивному товарообмену.
Кроме этого, разработчики программы предлагали уменьшить количество денег в обращении в ходе приватизации: «Средства от продажи акций республиканскими Комитетами по управлению государственным имуществом за вычетом издержек и средств, остающихся в распоряжении комитетов, выводятся из оборота (аннулируются). До 10 процентов средств, полученных от продажи предприятий местными Советами, направляются в местные бюджеты, а остальные также выводятся из оборота» [152, с. 77].
Очевидно, что одновременное введение в обращение фиктивных товаров в виде акций приватизируемых предприятий и изъятие из обращения части денег привело бы к резкому уменьшению средней цены акций приватизируемых предприятий на рынке. При этом в выигрыше, в контексте установления контроля над приватизированными предприятиями, в первую очередь оказались бы владельцы денежных накоплений, а также лица, имеющие доступ к государственным кредитным ресурсам на льготных условиях.
Говоря о приватизации государственной собственности, разработчики программы совсем не уделили внимание вопросу приватизации государственных денежных ресурсов. Дело в том, что на момент приватизации государство в лице многочисленных министерств и ведомств владело не только средствами производства, но и денежными средствами.
Приведенная в программе концепция приватизации не учитывала и то, что часть подлежащих приватизации государственных предприятий была построена на средства граждан, хранивших свои накопления в Сбербанке СССР, поскольку основным заемщиком сбербанка было правительство. Вместе с тем, в активах Сбербанка СССР конкретное имущество, приобретенное на деньги вкладчиков сбербанка, отражено не было. С учетом того, что кредитование сбербанком правительства осуществлялось на беззалоговой основе, в этой части активы Сбербанка СССР представляли собой лишь долговые обязательства правительства перед ним (о недопустимости такого подхода к бухгалтерскому учету, с позиции реального товарообмена, речь шла в предыдущей главе). Исходя из этого, часть подлежащего приватизации государственного реального имущества необходимо было передать Сбербанку СССР в соответствии с величиной долговых обязательств правительства перед этим банком, что указанной программой не предусматривалось.
Одним из наиболее спорных положений программы является мотивировка создания фонда резервных отчислений в центральном банке. «В центре системы денежно-кредитного регулирования на первом этапе будет изъятие части средств банков и их депонирование в центральном банке. Изменяя нормативы резервных требований, Резервная система сможет увеличивать или уменьшать ликвидность банков, воздействовать на депозитную эмиссию коммерческих банков и, следовательно, на объем денег в обращении и инфляционные процессы» [152, с. 84]. Из вышесказанного видно, что авторы программы разделяют мнение о правомочности создания коммерческими банками депозитных денег и идут не по пути наведения порядка в бухгалтерской отчетности коммерческих банков, не допускающего стоимостную оценку фиктивных товаров, а по пути ограничения экспансии депозитов.
Следует подчеркнуть, что многие положения предлагаемой программы все же находились в русле организации эквивалентного обмена, сохранения товарно-денежного баланса на рынке. В частности, в программе говорится: «На период 1990–1991 гг. ставится задача нулевого роста показателя совокупной денежной массы» [152, с. 84].
Одной из наиболее сильных сторон программы является политика по укреплению рубля как единой национальной валюты. «Необходимо определить статус рубля как единственного законного средства платежа на территории СССР, – указывают разработчики программы. – Выпуск других денежных знаков и суррогатов, обращение иностранной валюты в качестве платежного средства запрещается в целях стабилизации покупательной способности рубля» [152, с. 85].
Оценивая последствия возможного введения в обращение иностранной валюты в качестве платежного средства, разработчики программы пишут: «По оценке специалистов, на руках у населения есть до 2 млрд долл. в иностранной валюте. Это равнозначно 40 млрд руб. (по курсу «черного рынка») в сравнении со 110 млрд руб. в наличном обращении. Внедрение иностранной валюты во внутренний оборот обесценивает рубль быстрее, чем эмиссия» [152, с. 85-86].
Впрочем, авторы программы тут же противоречат себе, предлагая мероприятия, нарушающие требования, предъявляемые к эквивалентному международному товарообмену: «вводится свободная купля-продажа валюты, открытие валютных счетов» [152, с. 86]. И хотя авторы программы напрямую не говорят о возможности приобретения резидентами инвалюты с целью использования в качестве инструмента сбережений, отсутствие в программе запретов на приобретение инвалюты в указанных целях уже само по себе обеспечивает введение в обращение инвалюты как товара.
Необходимо напомнить, что на момент подготовки программы в Советском Союзе было узаконено несколько валютных курсов одновременно. И в этой связи бесспорным достоинством программы является переход к единому курсу рубля. «С 1 ноября 1990 г. ликвидируется система дифференцированных валютных коэффициентов (ДВК) и вводится единый курс рубля по торговым и не торговым операциям около 2 руб. за 1 долл. США, применяемый в отношениях государства с гражданами и предприятиями. В последующем этот курс корректируется Резервной системой Союза с учетом состояния платежного баланса, либерализации ценообразования, уровня рыночных курсов» [152, с. 128].
Официальный валютный курс, по мнению авторов программы, должен устанавливаться по результатам торгов на валютном рынке. «Официальный валютный рынок в виде купли-продажи валюты по официальному курсу дополняется постепенным развитием с октября 1990 г. свободного валютного рынка с определением курсов на основе спроса и предложения. Источником ресурсов этого рынка будут валютные ресурсы государства, валютные фонды предприятий и валютные средства физических лиц» [152, с. 128]. При этом возможность приобретения резидентами инвалюты лишь с целью непосредственной платы за иностранные товары в программе не оговаривается.
Особое внимание разработчики программы уделили конвертируемости рубля, предлагая два сценария движения к конвертируемости национальной денежной единицы.
«Согласно первому необходимо создать новую систему валютных взаимоотношений, которая будет выглядеть следующим образом:
а) вся валютная выручка поступает на счет предприятия; государственная монополия сохраняется на фиксированную часть выручки от экспорта нефти, газа, золота, алмазов и узкого круга других товаров;
б) часть валюты по единому курсу в обязательном порядке продается республиканским органам. Процент отчислений определяется по укрупненным товарным позициям;
в) республиканские органы перечисляют часть валюты Центру на обслуживание внешнего долга и общесоюзные нужды, а остаток продается на рынке или используется для поддержки республиканских программ;
г) валюта предприятий используется для импорта, продается на рынке, накапливается, приносит проценты.
Второй путь более радикален и предполагает немедленное изъятие инвалюты как платежного средства из внутренней экономики. Для этого надо перекрыть главный ее источник – валютные отчисления от экспорта. Предприятия часть валютной выручки продают по единому курсу уполномоченным республиканским банкам (с последующим распределением между союзными, республиканскими и местными органами власти). Остальная выручка в установленный срок продается через свободный валютный рынок. Если экспортер, как и любое предприятие, хочет что-либо импортировать, то он должен получить лицензию на импорт и купить валюту» [152, с. 129].
С позиции обеспечение эквивалентного международного товарообмена, безусловным достоинством последнего сценария является как изъятие инвалюты из обращения на внутреннем рынке в качестве платежного средства, так и обязательная продажа всей инвалютной выручки экспортерами на валютном рынке. И хотя об обязательной продаже всей инвалютной выручки в программе напрямую не говорится, косвенно – по тем требованиям, которые предъявляются к экспортерам в части приобретения инвалюты – можно судить, что это положение разработчиками программы было предусмотрено.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности формирования нормативного механизма государственного регулирования фиктивных товарно-денежных отношений в России» з дисципліни «Державне регулювання фіктивних товарно-грошових відносин»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Приховане, фіктивне та зумисне банкрутство
Практична робота із залучення банківських кредитів
ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ, МЕТОДИ ТА ІНСТРУМЕНТИ РЕГУЛЮВАННЯ РИНКУ ПРАЦІ Т...
ЗМІСТ ТА МЕТА МАРКЕТИНГОВОЇ ПРОДУКТОВОЇ ТА ТЕХНОЛОГІЧНОЇ ІННОВАЦІ...
Звіт про прибутки та збитки


Категорія: Державне регулювання фіктивних товарно-грошових відносин | Додав: koljan (08.11.2012)
Переглядів: 1521 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП