Социологический метод определения показателей качества основан на сборе и анализе мнений потребителей. Сбор мнений потребителей осуществляется различными способами: устный опрос; распространение анкет-вопросников, организация выставок-продаж, конференций, аукционов. Для получения достоверных результатов требуются научно обоснованная система опроса, а также методы математической статистики для сбора и обработки информации. Социологический метод широко используют на стадии выполнения маркетинговых исследований, при изучении спроса, для определения показателей качества, оценки качества и др. Например, для выяснения требований, которым должен удовлетворять электрический утюг, разрабатывается опросный лист с указанием параметров утюга. Листы пересылаются по почте, при общении с потенциальными покупателями в торговых точках и др. Итоги опроса приведены в табл. 9.1 [31]. В табл. 9.1 указаны средние значения оценок в баллах и количество опрошенных потенциальных покупателей, которые оценивали этот параметр. Оценка осуществлялась по 10-балльной шкале. Для обработки полученной информации нужно учитывать средний балл и количество будущих покупателей, которые за данный образец (утюг) высказались. Затем определяют суммы баллов каждого из параметров и общую сумму баллов. Далее оценивают коэффициенты весомости каждого параметра и проверяют результаты суммированием: q = (476 : 4444,8) + (342 : 4444,8) + (90 : 4444,8) + (403 : 4444,8) + + (486 : 4444,8) + (175 : 4444,8) + (216 : 4444,8) + (450 : 4444,8) + + (180 : 4444,8) + (480 : 4444,8) + (183 : 4444,8) + (320 : 4444,8) + + (497 : 4444,8) + (20,8 : 4444,8) + (126 : 4444,8) = 0,1071 + 0,0769 + + 0,0202 + 0,0906 + 0,1093 + 0,393 + 0,0485 + 0,1012 + 0,0405 + 0,1079 + + 0,0411 + 0,0719 + 0,1118 + 0,0047 + 0,0283 = 0,9998. Сумма коэффициентов весомости составляет приблизительно 1, что подтверждает точность расчетов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социологический метод» з дисципліни «Теорія товарознавства»