Цены базисные — это цены, публикуемые в справочниках (справочные цены) и прейскурантах (прейскурантные цены). Эти цены можно использовать при заключении договоров (контрактов) на срочную поставку небольших партий товаров. Цена каталога (проспекта) — разновидность цен, применяемых во внутренней и внешней торговле, как правило, к готовым изделиям, машинам и оборудованию. Эти цены относятся к справочным ценам, ' ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Методология оценочной деятельности: современное состояние и перспективы развития в Российской Федерации (Микерип Г. И., Артемепков И. Л., Горский П. В. и др.) — официальный сайт РОО. Там же. А Там же. 246 Глава 12 близким к ценам производителя, публикуются продавцом (экспортером, производителем). Цены биржевые или биржевые котировки — цены на товары, действующие на биржах. Эти официальные публикации являются основанием для установления цен на аналогичные товары во внебиржевой торговле. Цены закупочные — вид оптовых цен, по которым в ряде стран осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у государственных, кооперативных и частных сельскохозяйственных предприятий. Цены монопольные — разновидность рыночных цен товаров, связанная с использованием особых условий производства и реализации либо с отсутствием конкурентов, обеспечивающая получение большей прибыли. Цены нетто — чистые цены товара на месте купли-продажи. Для покупателя — это сумма, фактически уплаченная за продукцию, для продавца — фактическая выручка от продажи товара за вычетом расходов, понесенных в связи с исполнением сделки. Цены оптовые — цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям. Цены покупателя — фактическая денежная сумма покупки продукции на рынке, по которой осуществляются сделки купли-продажи или по которой покупатель готов приобрести товар. Эта цена отражает интересы покупателя. Цены продавца — цены, запрашиваемые продавцом, или фактическая сумма цен от реализации товара на рынке, по которым осуществляется сделка купли-продажи в условиях превышения спроса над предложением. Цены производителя — цены, определяемые предприятием-изготовителем продукции на стадии начала производства и ориентирующиеся на затраты по производству и реализации. Цены розничные — цены, по которым продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителям. Они складываются с учетом ситуации на рынке. Цены мировые — совокупность цен, действующих на мировых рынках. Они характеризуются множественностью. Под мировыми ценами понимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях. яа и стоимость товара 247 Цены фактических сделок (контрактов) — цены купли-продажи продукции на внутреннем или внешнем рынках, фиксируемые сторонами в контракте. По экономическому содержанию эти цены отражают конкретные условия реализации продукции и являются важной достоверной информацией для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку это цены реальных операций. Такие цены являются коммерческой тайной. Цены трансфертные — цены, применяемые корпорациями в сделках между филиалами, подразделениями и подконтрольными фирмами, действующими в одной или разных странах. Способы определения цены В гражданско-правовых отношениях цена товара может устанавливаться следующими способами.1 Договором: Способы определения цены по договору купли-продажи изложены ниже. Право установить цену по договору может быть предоставлено третьему лицу. Если третье лицо не может или не хочет произвести оценки: • продажа считается несостоявшейся (ст. 1592 Французского гражданского кодекса, англо-американское право); • или цену назначает суд (Итальянский гражданский кодекс и др.). 8 соответствии с Единообразным торговым кодексом США право установить цену может быть предоставлено Продавцу или Покупателю, которые при этом должны действовать добросовестно. Диспозитивной нормой закона: • обычная цена на рынке или бирже в момент сдачи товара; • «разумная цена» на момент сдачи товара (англо-американское право); 9 цена товара, по которой Продавец торговал в день заключения договора (ст. 883, п. 1 ГК РФ). Органом государственной власти: Для товаров, имеющих большое социальное значение, государство может устанавливать предельно допустимые цены. В регулировании Цен определенное значение имеет антитрестовое законодательство, ко- Богатых Е. А. Гражданское и торговое право: Учеб. пособие. — М.: Юридическая фирма «Контракт», 2000. - 352 с. 234 Глава 11 ристики (ОХ) характеризует риски изготовителя и потребителя количественно. Она представляет собой график зависимости вероятности принятия партии по данному выборочному плану от числа дефектных изделий в партии. На рис.11.2. приведена кривая «идеальной» ОХ, когда принимаются все партии с дефектностью 1% или менее (вероятность приемки 1,0) и бракуются все партии с дефектностью более 1% (вероятность приемки равна 0). 1,2
Однако нет выборочных планов, способных безошибочно различать хорошие и плохие изделия. Всегда остается некоторый риск того, что «хорошая» партия будет забракована, или того, что «плохая» партия будет принята. Многие выборочные планы основаны на следующих показателях качества: 1. Приемлемый уровень качества (AQL). Обычно это наихудший уровень, который еще считается удовлетворительным. MIL-STD-105E определяет AQL как «максимальный процент дефектных изделий, который при выборочном контроле может рассматриваться как удовлетворительный для процесса в среднем». Вероятность приемки партии, имеющей AQL, должна быть высокой. 2. Браковочный уровень качества (RQL — rejectable quality level). Это определение неудовлетворительного уровня качества. Для обозначения RQL используют разные термины. В планах Доджа-Ромига применяется термин «допустимый в партии процент де Пдиемка__235 фектных изделий (ДПДИ)». В некоторых таблицах эта величина названа риском потребителя и устанавливается на уровне вероятности 0,1. 3. Нейтральный уровень качества (IQL — indifferent quality level). Этот уровень находится между AQL и RQL. Его часто определяют как уровень качества, имеющий вероятность приемки, равную 0,5 для заданного выборочного плана. Сказанное иллюстрирует рис. 11.3.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды и способы определения цен» з дисципліни «Товарознавство»