Вся совокупность ассортимента предприятия (промышленного или торгового) может быть объединена на нескольких уровнях. Четырехуровневое деление ассортимента приведено в табл. 7.2. Аггортимент товаров 113 Таблица 7.2 Характеристика уровней товарного ассортимента' Уровень Варианты названия уровней Характеристика, классификационный признак Пример 1. Товарный ассортимент Вся совокупность Вся продукция фирмы, номенклатура, продуктов предприятия продуктовый ассортимент
2. Виды продукта Назначение, Радиотехника,
сфера применения бытовая
техника 3. Ассортиментные Удовлетворяемые Телевизоры, группы, продуктовые потребности видеомагни- линии, рынки и субрынки, тофоны ассортиментные ряды
4. Ассортиментные Набор Различные позиции, артикулы, характеристик модели индивидуальные телевизоров или конкретные продукты,
товарные единицы
Уровень 1. Рассмотрим в качестве примера компанию по производству косметики. Компания может выпускать четыре ассортиментные линии: косметику, ювелирные изделия, одежду и товары для дома. Все эти ассортиментные линии представляют собой в совокупности товарную номенклатуру компании. Уровень 2. Второму уровню классификации ассортимента соответствует деление его на коллекции. Например: В соответствии с требованиями рынка товарный ассортимент одежды ОАО Северянка разбит на коллекции, ориентированные на определенные целевые группы потребителей: • Relax — коллекция для молодежи и подростков (размеры 42-48); • Anabell — коллекция одежды для современных деловых женщин (размеры 44-52); • Anabell Plus — коллекция одежды для женщин больших размеров (размер 54-60); • Sindy — коллекция детской одежды для школы и отдыха (размеры 30-42). 1 Короткое А. В. Статистическая характеристика многообразия продукта в маркетинге/www.plib.al.ru . 114 Глава 7 Уровень 3. Совокупность ассортиментных групп может быть на* звана портфелем продукции. Уровень 4. Ассортиментные позиции — это конкретные продукты с конкретными характеристиками и маркировкой. Совокупность accopJ тиментных позиций четвертого уровня характеризуется понятием: насыщенность товарного ассортимента {length of the product mix) — это суммарное количество всех выпускаемых под данной маркой наименований продуктов. В товароведении и маркетинге распространено деление ассортимента по двум уровням — широте {width of the product mix) и глубине {depth of the product mix). Широта — общая численность ассортиментных групп. Например продукция, выпускаемая ОАО «Самарский жиркомби-нат» (СЖК), — это продукты питания масложирового направления. Широта товарного ассортимента предприятия представлена шестью ассортиментными группами. 1. Твердые маргарины. 2. Майонезы. 3. Мягкие масла (наливные маргарины). 4. Горчица. 5. Растительные масла (подсолнечное масло). 6. Кулинарные жиры. Глубина — число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе. Например глубина ассортимента продукции, выпускаемой ОАО СЖК, составляет: • по твердым маргаринам — 11; • по растительным маслам — 2; • по горчице — 2; • по кулинарным жирам — 5; • по мягким маслам — 7. Ассортимент слишком узок, если можно увеличить прибыль, дополнив его новыми изделиями, и слишком широк, если прибыль можно увеличить, исключив из него ряд изделий. Широта товарного ассортимента отчасти определяется целями, которые фирма ставит перед собой. У фирм, которые добиваются завоевания большой доли рынка или его расширения, товарный ассортимент обычно широкий. Агсортимент товаров 115 фирмы, заинтересованные прежде всего в высокой прибыльности своего бизнеса, обычно имеют суженный ассортимент доходных изделий. С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширить свой товарный ассортимент фирма может двумя способами: наращивая (увеличивая широту) его или насыщая (увеличивая глубину). Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что производит (или чем торгует) в настоящее время. Наращивание может идти либо вниз (выпуск более компактной и недорогой продукции), либо вверх (выпуск более высококачественной продукции), либо в обоих направлениях одновременно. Пример. Отличительный признак компании мирового класса, специализирующейся на отделочных материалах, — это формирование своего товарного ассортимента по принципу «От пола до потолка». Принадлежащая к этому классу компаний фирма N ежемесячно обогащает свой ассортимент, как минимум, на одну товарную позицию. Расширение ассортимента — стратегия товарной политики этой компании. Насыщение товарного ассортимента происходит за счет добавления новых изделий в рамках существующей номенклатуры. Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общей прибыли, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий. Ассортименту присуща еще такая характеристика, как сбалансированность. Сбалансированным является ассортимент, логично и последовательно в рациональных пропорциях сочетающий различные товарные группы. Пример. Компания Q} занималась крупной оптово-розничной торговлей товарами определенной товарной группы. Перед менеджерами была поставлена задача увеличения прибыли. Менеджеры решили выяснить, какие товарные позиции приносят большую прибыль. Через месяц они это выяснили и решили убрать плохо продающиеся товары. Затем они выбрали несколько самых ходовых позиций и увеличили по ним закупки, а от остальных отказались. В результате компания осталась без ассортиментных позиций. В условиях отсутствия ассортиментного предложения резко снизились продажи и самых ходовых товаров — их стали покупать у конкурентов. Федосеев А. Анализ и контроль/www.cfin.ru .
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Характеристики товарного ассортимента» з дисципліни «Товарознавство»