Общие подходы. Динамика сбережений и накопления в мировом хозяйстве и в отдельных его подсистемах претерпела значительные изменения. В экономической литературе выделяются два основных подхода к выявлению причин изменения сбережений. Первый подход исходит из выбора между существующим и будущим потреблением (И. Фишер). Физические лица сравнивают уровень их временных предпочтений с учетной ставкой и выравнивают со временем потребление, чтобы максимизировать свои выгоды. В данном случае учетная ставка служит ключевым инструментом, с помощью которого сбережения и инвестиции регулируются. Другой подход базируется на тесной связи между текущим доходом и потреблением, остаток от которых сберегается. Согласно этой концепции сбережения и капиталовложения зависят от движения дохода, а воздействие учетных ставок незначительное. Влияние указанных причин на сбережения оказывается смешанным. На этот процесс воздействуют другие факторы и условия экономической и социальной среды. Исследования МВФ показали, что большинство традиционных переменных оказывают значительное постоянное влияние на сбережения. Более высокий рост производства, более высокие ставки процента и благоприятные условия внешней торговли способствуют увеличению уровня частных сбережений, в то время как увеличение отрицательного сальдо бюджета, рост богатства, более высокий уровень ВВП на душу населения способствуют снижению уровня частных сбережений. Мотивы сбережений и накопления в развитых странах. Динамика разных источников сбережений формируется под влиянием превалирующих особых факторов и условий. Изменение сбережений домашних хозяйств рассматривается с позиций концепции «цикла жизни» (Ф. Модильяни), когда главной причиной сбережений является поддержание потребления на уровне в течение определенного времени на основе дохода, который можно предвидеть в жизни. Модель «цикла жизни» предусматривает, что отдельные люди выравнивают потребление во времени, принимая во внимание изменения ресурсов домашнего хозяйства и ожидаемого дохода на сбережения. Уровень сбережений систематически изменяется во время жизни индивида, и соответственно агрегатная норма сбережений прямо зависит от распределения доходов в течение жизни. Молодые люди обычно сберегают относительно мало, часто прибегают к займам, если они предвидят увеличение доходов в будущем. Люди среднего возраста сберегают больше всего, предчувствуя более низкие доходы после выхода на пенсию. Они находятся в расцвете сил, получают высокие доходы. На стремление сберегать на старость или создавать наследство влияют ожидаемые изменения в доходе, богатстве и возможности будущего пенсионного обеспечения. Соответственно на уровень сбережений в той или иной подсистеме мирового хозяйства, в отдельных странах важное влияние оказывает демографическая ситуация. Совокупный уровень сбережений падает при увеличении доли молодых и пенсионных возрастов. В том же направлении действует высокий показатель образования молодых семей. Он отмечался в конце 70-х годов, явившись следствием бума рождаемости в послевоенные годы. Повышение числа молодых семей вызвал в 80-е годы повышенный спрос на жилье и товары длительного пользования, что приводило к снижению нормы сбережений. Чистый эффект демографических изменений на сбережения домашних хозяйств противоречив. По отдельным оценкам, повышение демографической нагрузки на 3 пункта приводит к снижению нормы сбережений на один пункт. Быстро растущие страны обычно имеют более высокую норму сбережений, так как у них чаще всего отмечается большой разрыв между доходами работающих и пенсионеров. Это приводит к более высокой норме накопления, которая приближается к норме сбережений наиболее многочисленных и преуспевающих работников. Данное положение, в частности, подтверждается на примерах Японии и Южной Кореи. Немаловажное воздействие на сбережения оказывает изменение богатства домашних хозяйств. Прирост богатства стимулирует домашние хозяйства увеличивать расходы и понижать уровень сбережений. Домашние хозяйства, у которых расходы превышают доходы, обычно не продают свои активы, а больше занимают, что ведет к росту уровня задолженности. Динамика сбережений может определяться соотношением богатства и задолженности или чистым богатством домашних хозяйств к их доходам. Соотношение совокупного чистого богатства и доходов сокращалось в конце 60-х начале 70-х годов и возвратилось к прежнему уровню в последующие годы. Процесс увеличения богатства домашних хозяйств может содействовать увеличению потребления и сокращению сбережений. В США, по оценке исследователей МВФ, увеличение нормы богатства в ВВП объясняет снижение нормы накопления за 1970—1986 гг. на два процентных пункта. Динамика сбережений домашних хозяйств находится под прямым воздействием политики государства, которое влияет на структуру доходов и потребления главным образом через социальное обеспечение. Государственные пенсии и программы социального обеспечения обычно снижают норму частных сбережений. Перераспределение национального дохода в пользу пожилых возрастов уменьшает необходимость сберегать на старость и на непредвиденные случаи. Хотя государственные и частные пенсионные системы широко распространены в развитых странах, стремление населения поддержать существующий уровень потребления в будущем содействует увеличению сбережений в трудоспособном возрасте. Об этом говорит увеличивающаяся доля доходов от процентов в домашних хозяйствах. В США лица свыше 65 лет получают более 53% доходов от этих процентов, что снижает интерес пенсионеров к сбережениям. Предпочтения на сбережения могут меняться в результате сдвигов в ценах. Временное повышение цен на потребительские товары может вынудить индивидов отложить потребление, в то время как относительное повышение цен на средства производства может переключить совокупные доходы с потребления на инвестиции. Сбережения и капиталовложения предприятий значительно колеблются в зависимости от динамики цикла. Основным фактором инвестирования компании выступают ожидаемые прибыли от капиталовложений. Высокий уровень уже достигнутого накопления средств труда во многих случаях оказывает сдерживающее влияние на процесс дальнейшего инвестирования. Переход на новую технологическую базу, использование технических усовершенствований, расширение рынков сбыта, снижение издержек производства способствуют повышению прибыльности капиталовложений. Со второй половины 80-х годов норма прибыли в развитых странах поднялась и превысила показатели 70-х годов, составив 16,1% в 1996—1998 гг. (1970—1979 гг. — 12,4%). Влияние на накопление других факторов со стороны предложения не проявляется четко. Основным сдерживающим фактором накопления выступает стоимость привлекаемого капитала, выражающегося в уровне учетных ставок и стоимости размещения ценных бумаг. С конца 80-х годов учетные ставки и котировки ценных бумаг снизились, однако снижение стоимости капитала не привело к увеличению капиталовложений. Различия между странами в уровнях налогообложения нивелировали разницу в стоимости капитала. Поэтому в конечном итоге норма прибыли до вычета налогов определяет решения об инвестировании. Именно полученные прибыли покрывают расходы на увеличение постоянных и оборотных фондов. В инвестиционных проектах, рассчитанных на короткий срок функционирования, стоимость фондов менее важна, чем в рассчитанных на длительный срок. При анализе динамики частных сбережений возникает вопрос о том, движутся ли сбережения предприятий и домашних хозяйств самостоятельно или совместно. Данные показывают, что в ряде стран эти сбережения замещают друг друга. Увеличение накоплений предприятий обычно поднимает стоимость капитала, что через эффект богатства на потребление приводит к уменьшению сбережений домашних хозяйств. Конкретные примеры подтверждают существование отрицательной корреляции между накоплением предприятий и сбережениями домашних хозяйств, но коэффициент замещения незначителен. Государственный сектор. Здесь мотивы сбережений определяются целенаправленной деятельностью правительств. Правительственные сбережения и сбережения местных органов власти (Sg) складываются из общих налоговых поступлений (T) за вычетом государственного потребления (Cg), переводов домашним хозяйствам (Jg) и платежей процентов (Zg):
Sg = (Th + Tb) — Cg— Jg— Zg,
где Th и Tb — налоговые поступления от домашних хозяйств и предпринимательского сектора.
В большинстве стран государственный сектор является дебитором, государственные бюджеты сводятся с дефицитом или сбережения имеют отрицательную величину. До 80-х годов дефицитность государственных бюджетов обеспечивала достаточно высокую долю государственных капиталовложений в общенациональных масштабах и в мировом хозяйстве. Но данный процесс способствовал наращиванию государственного долга и сокращал потенциальные возможности сбережений. Поэтому величина государственных сбережений зависит от уровня перераспределения национального дохода и величины государственного долга. Ранее считалось, что государственные расходы полностью замещают частные (полный эквивалент Рикардо). В последней четверти прошлого века получила распространение другая концепция. По оценкам экспертов МВФ, изменения в финансовых позициях правительства приводят только к частичному замещению частных сбережений — в среднем на 3/5 в развитых и развивающихся странах, что значительно ниже полного эквивалента Рикардо. Поэтому снижение уровня бюджетного дефицита увеличивает уровень сбережений. Считается, что величина сбережений зависит от двух важнейших переменных: темпов экономического роста и масштабов дефицитности государственного сектора. Мотивы сбережений в странах с низким уровнем дохода. Рассмотренные выше мотивы сбережений (возрастная структура населения; рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение и страхование, относительные цены и т.д.) также выступают основополагающими причинами сбережений и в развивающихся странах. Но формирование и использование сбережений в странах с низким уровнем развития отлично от этого процесса в развитых странах. Процесс сбережения в этих странах происходит в среде, которая сильно отличается от среды в индустриальных странах. Эти различия влияют на использование средств, сроки движения капитала, на характер предпочтений домашних хозяйств, возможности временного перераспределения потребления. • Сбережения домашних хозяйств в бедных странах невелики. Огромное число домашних хозяйств имеют доходы, которые редко превышают необходимый прожиточный минимум. В странах, в которых большая часть совокупного спроса обеспечивается домашними хозяйствами подобного типа, реакция частных сбережений на временное увеличение уровня дохода проявляется слабо, этим домашним хозяйствам трудно ограничить потребление. Поэтому обычно развивающиеся страны с высоким уровнем дохода показывают более высокую норму сбережений, чем страны с низким уровнем дохода. • Доходы домашних хозяйств в бедных странах непостоянны, так как относительно большая их доля создается в сельском хозяйстве. Цены на сельскохозяйственную продукцию резко колеблются под влиянием спроса на мировом рынке и погодных условий. Эта неопределенность дополняется макроэкономической нестабильностью. Вообще говоря, высокая неуверенность в отношении будущих трудовых доходов должна усиливать предупредительный мотив для сбережений, однако в нестабильной обстановке растущая неуверенность обычно влияет на сбережения домашних хозяйств в противоположном направлении. • Пенсионная практика также предопределяет различия в потоках доходов домашних хозяйств промышленно развитых и развивающихся стран. Из-за более короткой продолжительности жизни, особенностей организации производства и пенсионных систем индивиды в развивающихся странах нередко имеют небольшой отрезок времени для получения пенсии и менее заинтересованы в сбережениях на старость. В тех странах, где нет социальных систем или они слабы, обеспечение старости может быть важным мотивом сбережений. Но указанные выше аспекты дополняются другими. Сохранение, а во многих странах доминирование традиционных социальных отношений предопределяет относительно сильные связи между поколениями. Поэтому планирование потребления распространяется на более длительный срок. • Формирование сбережений домашних хозяйств происходит в условиях неразвитости кредитной системы, ограниченного перечня кредитных операций формального сектора. Во многих сельских районах кредитные учреждения отсутствуют. Мелкие предприниматели практически не имеют доступа к организованному рынку капитала и располагают весьма ограниченными возможностями для расширения производства. Значительную роль в аккумуляции сбережений играет неофициальная система. Так, ее доля во всем денежном обращении стран Тропической Африки в середине 80-х годов колебалась в пределах 9,5% в Ботсване до 71,3% — в Центральной Африканской Республике (ЦАР). В середине 70-х годов в Африке на долю ростовщиков приходилось более 70% сельскохозяйственного кредита, а в целом — 92% суммы банковского кредита частному сектору. В странах Латинской Америки его доля составляла 52%, в Азии — 89%. В ряде регионов произошло не сокращение, а укрепление позиций и расширение масштабов ссудных операций местного ростовщика. В странах Африки ростовщический капитал побеждает даже отделения иностранных банков. В результате огромные средства замораживаются в ростовщических операциях, приобретая независимый от производства характер. Аккумуляция ростовщического процента и ренты создает экономический предел росту хозяйства. Она вовлекает сбережения в сферу спекуляции, ростовщичества, в накопление сокровищ, т.е. создает так называемое перенакопление. Помимо ростовщиков неофициальная система представлена непосредственными финансовыми сделками между родственниками и друзьями, опирающимися больше на личные связи, чем на формальные гарантии. В связи с низким уровнем сбережений или их отсутствием в домашних хозяйствах влияние учетных ставок на масштабы сбережений или незначительно, или отсутствует. В целом эластичность сбережений к учетным ставкам значительно колеблется в соответствии с уровнем развития страны. Как отмечено выше, в бедных странах влияние изменений в учетных ставках на сбережения близко к нулю, но значительно повышается в средних по уровню дохода на душу населения развивающихся странах и в богатых странах. На частные сбережения в развивающихся странах оказывают влияние и другие причины, в том числе распределение доходов, уровень прироста населения, доход на душу населения. Проведенные исследования показали, что повышение на 1% дохода на душу населения повышает сбережения домашних хозяйств на 0,3% (выше, чем в развитых странах). • Формирование сбережений общественного сектора в бедных странах также имеет свои особенности. Отличия проявляются в роли нефинансовых государственных предприятий, степени развитости финансовой системы, в системе сбора налогов и составе доходной базы, в значении внешних поступлений и внешнего долга. В целом ряде стран с низким уровнем развития в общественном секторе значительное место занимают производственные предприятия, чистый доход которых является источником государственных расходов. Но во многих случаях управление этими предприятиями не руководствовалось целями максимизации прибылей, что приводило к переводу средств из государственного бюджета и снижению сбережений государства. Часто эти потери происходили вследствие низких цен на продукцию государственных предприятий. Даже в случаях, когда они производили конкурентоспособные товары, завышенный валютный курс приводил государственные предприятия к убыткам. • Во многих бедных странах сбор налогов на доходы является серьезной административной проблемой в связи с неразвитостью финансовой инфраструктуры, что также понижает сбережения общественного сектора. Когда внешние обстоятельства не позволяют увеличивать сбережения государственного сектора, тяжесть структурных перестроек ложится на государственное потребление. Если уменьшение общественного потребления выступает причиной увеличения предельных затрат, то тогда прибегают к дефицитному финансированию. В целом в подсистеме развивающихся стран, за исключением наименее развитых, преобладают мотивы к сбережению, что обеспечивает для всей подсистемы более высокую норму сбережений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Причины изменений сбережений и капиталовложений» з дисципліни «Світова економіка»