В 2000/2001 уч. г. в России работали 66,4 тыс. дневных государственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 20 млн. школьников. Длительность получения общего образования составляет 10 или 11 лет, если по желанию родителей ребенок идет в школу с шести лет. Для сравнения, в большинстве стран с развитой экономикой получение общего образования занимает 12–13 лет. В 1990-е гг. в нашей стране происходило развитие новых форм общеобразовательных учреждений: гимназий, лицеев, негосударственных школ, – альтернативных традиционным государственным школам. В 2000 г. они в совокупности составляли примерно 10% общего числа школ. Количество негосударственных общеобразовательных школ достигло 635 (0,9% общего числа дневных школ); в них обучалась 61 тыс. детей (0,3%). Развитие негосударственного сектора в сфере общего образования происходило в основном в крупных агломерациях. Более 40% негосударственных школ расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. В последние годы темпы их роста замедлились. Недостаток собственных помещений (76% учебных площадей арендуются) и растущие расходы на аренду и коммунальные услуги вызывают постоянный рост платы за обучение и тем самым ограничивают спрос на услуги негосударственных школ. Таблица 3.2 Основные показатели развития сферы образования в России
1970 г. 1980 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. Детские дошкольные учреждения, тыс. в них детей, млн. человек
Государственные дневные общеобразовательные учреждения, тыс. в них учащихся, млн. человек
Численность учителей на 1000 учащихся
Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения в них учащихся, тыс. человек
Учреждения начального профессионального образования в них учащихся, млн. человек
Средние специальные учебные заведения в них студентов, млн. человек
Государственные высшие учебные заведения в них студентов, млн. человек
Негосударственные высшие учебные заведения в них студентов, тыс. человек
Численность студентов вузов на 10 тыс. населения
Численность выпускников вузов на 10 тыс. населения 65,0 5,7
96,9 23,2
55,8
– –
3257 1,4
2423 2,6
457 2,7
– –
204
28 74,5 8,1
68,8 17,6
64,3
– –
4045 1,9
2505 2,6
494 3,0
– –
219
33 87,9 9,0
67,6 20,3
70,6
– –
4328 1,9
2603 2,3
514 3,0
– –
190
27 68,6 5,6
68,4 21,5
78,4
525 45,8
4203 1,7
2634 1,9
569 2,7
193 135,5
189
27 51,3 4,3
66,4 20,0
85,3
635 60,6
3893 1,7
2703 2,4
607 4,3
358 470,6
327
44
Источник: Российский статистический ежегодник. 2001. М.: Госкомстат России, 2001. С. 209-236.
Государственное финансирование общего образования осуществляется из средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Негосударственные школы имеют право на получение бюджетного финансирования при условии их государственной аккредитации. Последнее означает признание органом управления образованием соответствия уровня реализуемых образовательной организацией программ, содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов. Бюджетное финансирование аккредитованных негосударственных школ должно производиться по нормативам, значения которых не ниже, чем для аналогичных государственных и муниципальных школ на данной территории.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общее образование» з дисципліни «Економіка соціальної сфери»