Национальная оборона — один из немногих чисто общественных товаров, удовлет- воряющих обоим условиям, а именно, невозможности и нежелательности исключе- ния из пользования ими. Маяки дают еще один пример почти чисто общественных товаров: трудно (но не невозможно) исключить тех, кто не вносит вклада в содержание маяка, из пользования благами, им дающимися. Владелец маяка мог бы, конечно, выключать его свет при приближении чужого судна при условии, что в то же самое время в пределах видимости не находится его судно. В Англии в XIX столетии действительно существовали частные маяки. Но предельные затраты на каждое дополнительное судно, пользующееся благами от маяка, равны нулю. Многие товары имеют одно или другое свойство в разной степени. Например, исключение из пользования может быть достижимым, но нежелательным. Это случай с безлюдной дорогой, на которой может быть установлена плата за проезд. Но она ограничила бы пользование этой дорогой, даже если бы не было связанных с этим значительных затрат. В других случаях исключение из пользования может быть достижимым, но дорогостоящим. Например, некоторые общины снабжают водой бесплатно, хотя можно установить счетчик воды, но здесь затраты превышают выгоду. (Предельные затраты, связанные с поставкой воды каждому дополнительно- му хозяйству, малы, хотя не равны нулю.) На рис. 5.2 по горизонтальной оси откладывается простота исключения из пользования товаром, а по вертикальной — предельные затраты на каждого дополнительного индивидуума, использующего этот товар. Нижний левый угол отражает чисто общественный товар, когда затраты на исключение из пользования недопустимые, а предельные затраты на каждого дополнительного индивидуума, пользующегося этим товаром, равны нулю. Верхний правый угол представляет чисто частный товар, при котором затраты на исключение из пользования им низки, а предельные затраты на каждого дополнительного индивидуума, пользующегося этим товаром, высоки. На этом рисунке дано несколько "нечистых" случаев. Предельные затраты использования безлюдной дороги близки к нулю. Но здесь существуют затраты на исключение из пользования (люди, собирающие плату за проезд и потери времени для оплаты проезда). Для оживленной дороги, с другой стороны, могут существовать большие общественные предельные затраты, связанные с использованием дороги каждым дополнительным индивидуумом. Большую часть времени пожарные не связаны с тушением огня, но ждут вызовов. В этом случае защита от пожара одного дополнительного индивидуума влечет малые дополнительные затраты.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СМЕШАННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ» з дисципліни «Економіка державного сектору»