Подход к пониманию роли государства с позиции несостоятельности рынка во многом является нормативным. Такой подход создает основу для выявления ситуаций, при которых государство должно действовать, правда, с учетом собствен- ного несовершенства. Некоторые экономисты уверены, что они должны сосредоточить свое внимание не на нормативном, а на позитивном анализе, на описании последствий государст- венных программ и природы политических процессов. Популярность такого подхода послужила причиной создания многих программ, оправданных с точки зрения несостоятельности рынка. Но такая оправданность может быть чисто риторической. Часто имеются существенные различия между поставленными целями программы (меры по компенсации какого-то несовершенства рынка) и самой программой. Политическая риторика может сосредоточиться на неспособности рынков обеспечить страхование от неустойчивости цен и ее последст- виях для мелких фермеров, но государственные сельскохозяйственные программы на практике могут перераспределять доходы в пользу крупных фермеров. Можно глубже проникнуть в функционирование политических сил и действительные цели программ путем рассмотрения их создания и выполнения, а затем поставленных законодательством целей. Немногие экономисты придерживаются крайних взглядов о несущественности нормативного анализа. Они задают вопрос: насколько важны утверждения о том, что должно делать государство? Точно так же, как можно описать рыночное равновесие без ссылки на то, как "должны быть" распределены ресурсы, можно описать и политическое равновесие без обращения к тому, как должно действовать государст- во. Исход зависит от правил политического процесса, стимулов, стоящих перед его участниками, и т.д. Полностью раскрыть природу государства — значит полностью понимать, что государство будет делать. И остается небольшой простор для обсуждения того, что государство должно делать. Хотя в такой точке зрения есть доля истины, она экстремальна: дискуссии между экономистами (и прочими) о роли, которую государство "должно" играть, составля- ют важную часть политического процесса в современных демократических обще- 88 Глава 3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ствах. Законодатели осознают, что большая часть предоставляемой им информации поступает от лиц с определенными интересами. Поскольку это так, им часто приходится обращаться к экономистам с вопросом о том, что государство должно делать. Например, доводы экономистов против тарифов, квот и других торговых ограничений, хотя они не всегда превалировали, были важны в сужении сферы действия торговых ограничений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОЗИТИВНЫЙ АНАЛИЗ» з дисципліни «Економіка державного сектору»