Характеристика теории массового обслуживания и область ее применения
Теория массового обслуживания впервые применялась в телефонии, а затем в таких областях хозяйственной деятельности, как транспорт, сфера услуг, торговля и т. д. Сущность теории массового обслуживания состоит в том, что на основе теории вероятностей разрабатывается оценка качества функционирования системы массового обслуживания (например, можно оценить работу системы кассовых аппаратов в торговом центре или магазине). Общая постановка задачи массового обслуживания. Имеется некоторая система, предназначенная для обслуживания поступающих в нее заявок или требований. Система располагает определенным количеством рабочих мест или средств обслуживания (каналы обслуживания). Поступление требований в систему и время их обслуживания носят случайный характер. При этом в системе возникают ситуации, когда: 1) либо образуется очередь требований в ожидании обслуживания; 2) либо простаивают каналы обслуживания. И то и другое приводит к увеличению издержек обслуживания. Чтобы не допустить неоправданного увеличения издержек, можно: 1) изменить среднее количество требований, поступающих в систему в единицу времени; 2) изменить количество каналов обслуживания; 3) изменить оба параметра. Для того чтобы осуществить эти действия с максимальной эффективностью, необходимо изучить элементы системы массового обслуживания. Системы массового обслуживания состоят из следующих элементов: • входящего потока требований; • каналов обслуживания; • очереди требований; • выходящего потока требований. 237
Тип системы массового обслуживания определяется: 1. Характеристикой входящего потока (последовательность, с которой требования поступают в систему). 2. Характером распределения времени обслуживания требований. 3. Количеством каналов обслуживания. 4. Порядком образования очереди требований и дисциплиной очередей (порядок поступления требований из очереди на обслуживание). 5. Характеристикой выходящего потока (учитывается в тех случаях, когда он образует входящий поток для другой системы). Основные типы систем массового обслуживания: 1. Системы с отказами (потерями) — когда все каналы системы обслуживания заняты, очередь требований не формируется. 2. Системы с ожиданием: • системы с неограниченным ожиданием; • системы с ограниченным ожиданием (ожидание может быть ограничено временем ожидания в очереди, количеством требований в очереди и т. д.); • системы с неограниченным количеством требований; • системы с ограниченным количеством требований. Задачи массового обслуживания рассматриваются для действующих и проектируемых систем. Для действующих систем дают количественную оценку функционирования системы и ее отдельных элементов, на основании которой принимают решения, направленные на совершенствование работы системы и улучшение ее организации. Для проектируемых систем определяют ее оптимальные качественные и количественные характеристики: 1. Оптимальное количество каналов обслуживания. 2. Вероятность возникновения нежелательных ситуаций (простой каналов обслуживания, простой требований в очереди). Теория систем массового обслуживания более широко рассматривается в курсе “Исследование операций и методы оптимизации”.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Характеристика теории массового обслуживания и область ее применения» з дисципліни «Сучасний економічний аналіз і прогнозування (мікро-та макрорівні)»