Инструменты экономического механизма природопользования
В разделе 7.3. были выделены экономические методы управления природопользованием и природоохранной деятельностью, где частично рассмотрены некоторые элементы механизма экономического регулирования природопользования и природоохранной деятельности. Остановимся более подробно на основных элементах формирования экономического механизма природопользования и природоохранной деятельности. Экономические механизмы охраны окружающей среды и рационального природопользования ориентированы на обеспечение эффективного природоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природо-пользователя, включающих формирование ценообразования с учетом природоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финансирования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользованием, следует выделить: — планирование и финансирование природоохранных мероприятий; — установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; — установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия; — предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; — возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», пользование природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением экономические механизмы управления природопользованием включают следующие инструменты: — платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи); — компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вызванные деятельностью природопользователя; — платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссионные платежи); — штрафы за нарушение природоохранного законодательства; — рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в экономический оборот и являющийся объектом рыночных операций; — дифференциацию налогообложения с учетом экологических факторов; , — финансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных мероприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов; — страхование экологических рисков. Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и другие, последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой —' параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды. С учетом вышеизложенного в современных условиях необходимо выделить следующие элементы формирующегося экономического механизма природопользования: 1) систему экономических инструментов рационального природопользования; 2) систему финансирования природоохранных мероприятий; 3) платность природопользования; 4) ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные ресурсы; 5) создание рынка природных ресурсов; 6) экологическое страхование; 7) экологическую экспертизу проектов; 8) лицензирование природопользования; 9) создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ. Система экономических инструментов рациональной природоохранной деятельности включает в себя: — налоговую политику; — субсидии и льготное кредитование; — ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения; — продажу прав на загрязнение; — использование принципа «залог-возврат»; — штрафы; — платежи за загрязнение и размещение отходов. Большинство данных направлений уже показало свою экологическую эффективность во многих странах мира. Особенно широко используемым и эффективным инструментом считаются налоги. Экологические налоги призваны решать следующие задачи: сделать стоимость продукции более адекватной затратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде; способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом (т.е. способствовать реализации принципа «загрязнитель платит» и интернализации, «замыканию» экстер-нальных затрат). Экологические налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, так и «подавляющую» для природоемкой деятельности. В данном случае государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное по идее должны делать рыночные механизмы — воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и пр. В значительном совершенствовании нуждается система государственных субсидий для экономики. Эти денежные пособия должны предоставляться прежде всего в целях стимулирования экологоебалансированной деятельности в народном хозяйстве. В настоящее время субсидии играют скорее противоположную, антиэкологическую роль. Особенно это проявляется в двух крупнейших народохозяйственных комплексах — ТЭК И АПК. Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности, НТП. Предприятия, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращают размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает его чистая прибыль. Опыт использования ускоренной амортизации в природоохранных целях показал хороший эффект с точки зрения быстрого накопления капитала для обновления оборудования с целью минимизации экологического ущерба. Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Одним из важнейших принципов такого рынка является право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Упрощенная схема такой торговли следующая. В рамках ограниченной территории вводится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве. В этих условиях вновь строящееся или реконструируемое предприятие, желающее расширить свое производство, попадает в рамки экологических ограничений на возможности собственного увеличения загрязнения окружающей среды в регионе. Поэтому перед предприятием стоит выбор: или создать надежную Систему очистки у себя, или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. Решающее влияние на выбор оказывает величина удельных затрат на очистку на самом предприятии и других производствах в регионе. Если затраты на удержание собственных загрязнений в рамках лимита являются более значительными, чем подобного рода затраты у соседнего предприятия, то оказывается выгодным заплатить соседу, чтобы тот усовершенствовал свои очистные системы и снизил свой объем загрязнения. В результате общая сумма загрязнения не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизируется.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Инструменты экономического механизма природопользования» з дисципліни «Основи природокористування: екологічні, економічні та правові аспекти»