Предпосылки и условия применения соглашений о разделе продукции при освоении и эксплуатации месторождений углеводородного сырья
Эксплуатация природно-ресурсного потенциала, которая при определенных условиях может давать значительный рентный доход (см. раздел 4), в большинстве случаев требует крупных инвестиций в освоение месторождений. Особенно капиталоемким (в силу своих технологических особенностей) является добыча нефти и газа. При этом весьма значительны финансовые риски из-за резких и почти непредсказуемых колебаний цен мирового рынка на нефть, вследствие чего инвестиции в нефтегазовый комплекс могут оказываться в течение весьма продолжительного периода низкоэффективными. Поэтому практически все страны, располагающие запасами углеводородного сырья и рассчитывающие за счет доходов от их добычи решать свои финансовые проблемы, проявляют заинтересованность в крупных инвесторах, способных в течение ряда лет направлять (при всех рисках) собственные и заемные средства на создание объектов нефтегазового комплекса в размерах, исчисляемых миллиардами долларов. Такую заинтересованность в прямых иностранных инвестициях в нефтегазовый комплекс проявляет и Российская Федерация, что вполне закономерно, учитывая как преимущественно сырьевую ориентацию российской экономики и особенно российского экспорта, так и сохранение тяжелых финансовых последствий экономического кризиса 90-х годов. Однако фактические объемы иностранных инвестиций в нефтяную и газовую отрасли сильно колеблются по годам и в целом остаются на низком уровне. При этом прямые инвестиции, как правило, составляют незначительную часть общего объема инвестиций в нефтегазовый комплекс и оказываются значительно меньше, например, прямых иностранных инвестиций в пищевую промышленность, торговлю и общественное питание (табл. 17). Таблица 17
Динамика объема прямых инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в топливную промышленность России (по данным [20])
Неустойчивость и низкий уровень прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс России, наряду с прочими причинами, обусловлена и высокой себестоимостью добычи углеводородов, особенно нефти, в несколько раз превышающей ее в странах Ближнего Востока и Северной Европы (при огромных запасах нефти в России). Для более активного привлечения прямых иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль России при сохранении государственной собственности на недра целесообразно использование специальных режимов налогообложения с учетом зарубежного опыта. Одной из форм участия государства в доходах от добычи нефти с применением специальных налоговых режимов являются соглашения о разделе продукции, которые достаточно широко распространены во многих странах. Выделяют три основные модели соглашений о разделе продукции [30]: – ливийскую, основанную на прямом одноступенчатом разделе добываемой нефти между инвестором и государством; – перуанскую двухступенчатую, которая предполагает первоначальный раздел продукции между инвестором и государством с последующей уплатой инвестором налогов государству; – индонезийскую трехступенчатую, которая предполагает предварительную компенсацию инвестору издержек извлечения нефти из общего объема добычи, раздел продукции после вычета издержек добычи между инвестором и государством и последующую уплату налогов с части продукции, полученной инвестором в результате ее раздела. Возможности применения элементов моделей соглашений о разделе продукции, позволяющих также регулировать освоение иностранных инвестиций в интересах развития смежных отраслей национальной экономики, начали рассматриваться еще руководством СССР для применения при эксплуатации нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе. Например, еще в конце 80-х годов были начаты переговоры представителей союзных министерств с иностранными компаниями о привлечении на определенных условиях иностранного капитала к освоению месторождений нефти и газа на шельфе о. Сахалин, хотя реально первые соглашения были подписаны в России уже в постсоветский период. Поскольку соглашения о разделе продукции предполагают существенные индивидуальные отклонения от общего порядка выполнения финансовых обязательств недропользователя перед государством, обусловленные спецификой геологических и других условий эксплуатации месторождений, а также включают дополнительные требования к инвесторам в отношении направлений освоения инвестиций с учетом интересов национальной экономики, для их заключения и выполнения необходима развитая и всеобъемлющая нормативно-правовая база. В настоящее время к основным федеральным законам, регламентирующим отношения при заключении, выполнении и прекращении действия соглашений о разделе продукции, относятся: – Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 264 (в редакции Федерального закона от 06.06.03 г. № 65-ФЗ); – Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 г. № 225-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями); – Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 г. № 2395-1 (в редакции Федерального закона от 10.02.99 г. № 32-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями); – Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 г. № 187-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Наиболее значимые правовые нормы по вопросам соглашений о разделе продукции были установлены Законом «О соглашениях о разделе продукции» в 1995 г. и главой 264 Налогового кодекса РФ в 2003 г. Соответственно соглашения, которые были подписаны в прошлые годы и будут подписаны в перспективе, характеризуются и будут характеризоваться существенными различиями по уровню требований и обязательств. Первые соглашения были подписаны еще в начале 90-х годов и вероятно, не в полной мере отражали экономические интересы государства, оставляя существенные юридические пробелы. Более поздние соглашения, подписанные после принятия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», не учитывают новейшие требования, которые нашли отражение в его последующих редакциях, особенно дополнения и изменения, внесенные в законодательные акты Федеральным законом от 06.06.03 г. № 65-ФЗ. Тем не менее, в отношении подписанных соглашений о разделе продукции достаточно последовательно соблюдается неизменность принятых в них условий, и по Закону соглашения, заключенные до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения этого Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями. Однако в целом все соглашения основаны на общих принципах, которые в значительной мере отражаются в создаваемой нормативной правовой базе, связанной с соглашениями о разделе продукции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предпосылки и условия применения соглашений о разделе продукции при освоении и эксплуатации месторождений углеводородного сырья» з дисципліни «Економічний механізм природокористування та охорони навколишнього середовища»